Petroglif

Штраф за продажу шин без маркировки

С 1 марта 2021 действует запрет на оборот шин и автопокрышек без идентификаторов Data Matrix. Участники рынка обязаны зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе» и фиксировать в личном кабинете все операции, связанные с движением товара. За производство, транспортировку, продажу и хранение шин без маркировки предпринимателей ждут штрафы и конфискация. В запущенных случаях — уголовное преследование. О правонарушениях и возможных наказаниях — подробнее в нашей сегодняшней статье.

Какие шины подлежат маркировке, и кто может выписывать штрафы

Начнем с маркируемой продукции. Согласно Постановлению Правительства РФ, идентификаторы Data Matrix нужно наносить на новые пневматические резиновые автошины, подпадающие под следующие категории ТН ВЭД:

4011 10 000 3 и 4011 10 000 9 — для легковых автомобилей;

4011 20 100 0 и 4011 20 900 0 — для автобусов и грузовиков (с моторами);

4011 40 000 0 — для мотоциклов;

4011 70 000 0 — для лесо- и сельскохозяйственных транспортных средств (ТС);

4011 80 000 0 — для строительного транспорта, используемого в горнодобывающей индустрии.

Группа под кодировкой «4011 90 000 0» включает почти все оставшиеся шины, в том числе и бескамерные, предназначенные для спецтехники:

- садовых тачек и ручных дачных мотокультиваторов;

- колесных, вилочных и автопогрузчиков;

- тракторов;

- грузовых авто;

- колясок для детей.

Предусмотрены и исключения. Предпринимателям не нужно маркировать:

- авиационные шины;

- камеры для велосипедов;

- резиновые камеры;

- ободные ленты;

- взаимозаменяемые протекторы.

Data Matrix не требуется наносить на восстановленные или побывавшие в употреблении автошины любых категорий.

Штрафы предпринимателям за отсутствие маркировки на шинах выписывают три организации. Во-первых, это Роспотребнадзор. Работники госоргана проводят как плановые, так и внеплановые проверки.

Во-вторых, это Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Сотрудники ведомства принимают жалобы потребителей. По результатам обработки могут нанести визит в магазин с целью проверки информации о проданном товаре или вызвать предпринимателя к себе, чтобы получить разъяснения. Иногда запрашивают документы, подтверждающие легальность торговли или подлинность продукции.

И, в-третьих, это Федеральная таможенная служба. Под контролем и надзором таможенников — вся импортная продукция, оказавшаяся на российском рынке в течение трех лет с начала продаж.

Внимание. С 1 марта 2021 покупатели могут сами установить подлинность приобретенных шин. Достаточно отсканировать штрихкод с покупки и отправить данные в систему мониторинга, используя мобильный телефон и установленное на нем приложение «Честный ЗНАК».

Штрафы за отсутствие маркировки на автошинах

Место нанесения идентификатора на автопокрышку не регламентировано. Отраслевики сами определили области, оптимальные для размещения Data Matrix: это протектор или боковина. Чтобы соблюсти сохранность изображения на наклейке при долгом хранении или выполнении логистических операций, один и тот же маркировочный код наносят несколько раз.

В случае с автошинами маркируют непосредственно продукт — его реализуют без упаковки, в отличие от большинства других товаров. Тип клея, обеспечивающий прочную «связку» этикетки с шиной, подбирают индивидуально — под конкретную группу изделий.

За отсутствие маркировки на автошинах участника оборота — производителя, импортера, оптовика, дилера или розничного продавца — ждут как минимум штраф и конфискация партии товара без идентификаторов.

Производство изделий без маркировки:

Сотрудники 5 000–10 000 р.

ИП и ЮЛ 50 000–100 000 р.

Продажа продукции без Data Matrix:

Сотрудники 2 000–4 000 р.

ИП и ЮЛ 50 000–300 000 р.

Важный нюанс. Маркировочные коды нельзя печатать на прозрачных оберточных пленках или «перекрывать» другой информацией (например, сведениями о товаре или рекламой). Рекомендуемый размер наклейки — от 20 × 20 мм.

Штрафы и уголовное преследование за торговлю автошинами без маркировки

Злостных нарушителей ждут серьезные наказания. Помимо административной (ст. 15.12 КоАП РФ) ответственности, предусмотрена и уголовная — по ст. 171.1 УК.

За что накажут

Изготовление, торговля, хранение, транспортировка и приобретение в целях дальнейшего сбыта:

Взыскание до 300 000 р.

Принудительные работы на срок до 3 лет

Тюремное заключение на срок до 3 лет, плюс штраф до 80 000 р.

по сговору:

Взыскание 100 000–300 000 р.

Принудительные работы на срок до 4 лет

Тюремное заключение на срок до 4 лет, плюс штраф до 100 000 р.

группой или в особо крупном размере:

Взыскание 200 000–500 000 р.

Принудительные работы на срок до 5 лет

Тюремное заключение на срок до 6 лет, плюс штраф до 1 млн р.

Крупный размер — это партия контрафакта стоимостью от 400 тысяч, особо крупный — от 1,5 млн рублей. Кстати, санкции «взаимозаменяемы». Решением суда тюремное заключение могут заменить принудительными работами или денежным взысканием (и наоборот).

Штрафы за нарушение правил маркировки шин

С отсутствием Data Matrix на подконтрольной продукции и злостными нарушителями все ясно. Но что случится, если товар вроде и промаркирован, но некорректно? Давайте рассмотрим подобные случаи.

Мало наклеить этикетку с идентификатором на изделие, нужно еще и позаботиться, чтобы Data Matrix легко распознавался 2D-сканером. Торговое оборудование может не справиться с чтением маркировочного кода:

- сильно поврежденного или испорченного при транспортировке;

- выцветшего на солнце или «поплывшего» от сырости и влаги при длительном хранении продукции;

- плохо пропечатанного или слабо контрастного;

- выполненного с ошибками; например, при печати произошел программный сбой, или софт некорректно обработал идентификатор, добавив или, наоборот, удалив какие-то спецсимволы.

Если вы не проверите состояние кодировки перед продажей, и окажется, что она «нечитабельна», оштрафуют, как будто их нет. То же касается и документального хаоса. Внимательно отслеживайте соответствие сведений о товарах, указанных в УПД, с фактическими:

- Маркировочные коды в документах должны совпадать с теми, что распечатаны на наклейках, нанесенных на автопокрышки.

- Наименования товаров, указанные на этикетках, тоже должны совпадать с представленными в УПД — вплоть до буквы.

Если вы обнаружили документальные ошибки или расхождения при приемке или отгрузке товарной партии, придется осуществить полный или частичный возврат поставщику (в соответствии с заключенным договором).

Если покупатель вернул приобретенные автошины, но идентификатор испорчен или утрачен (например, наклейка сорвана), товар нужно перемаркировать. При этом магазин оформляет возврат, фиксирует операцию в «Честном ЗНАКе» и заказывает новый код Data Matrix, который наносит на продукцию, полученную обратно. Только после этого ее снова можно продавать. Торговля возвращенными шинами с утраченной маркировкой считается нарушением: штраф такой же, как и за реализацию товара без идентификатора.

Штраф за отсутствие кода маркировки в кассовом чеке при продаже товара

Магазин, торгующий маркируемыми товарами, должен подготовить онлайн-кассу. Следует обновить прошивку или заменить кассовое оборудование, если оно не поддерживает печать тега 1162. С 1 марта 2020 бумажный чек должен содержать реквизит «код товара» — символ [M] и соответствующий штрихкод. А электронный (тот, что высылается клиенту на email) — последовательность символов (см. приказ ФНС). Штрафы за выдачу бумажных или отправку электронных чеков, оформленных с нарушениями правил обязательной маркировки товаров:

от 1 500 до 3 000 р. — для кассиров;

от 5 000 до 10 000 р. — для магазинов.

Будьте внимательны и следите за обновлениями действующего законодательства!

Источник: https://online-kassa.ru/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019