Petroglif

Обязательная маркировка алкогольной продукции в 2021 году

Крепкая алкогольная продукция, выпущенная на территории РФ или импортируемая в страну, подлежит обязательной маркировке специальными федеральными марками. Пиво и слабоалкогольные напитки идентифицируют с помощью кодов Data Matrix. Эти виды продуктов находятся под контролем разных государственных информационных систем. Маркировка алкогольной продукции в 2021 году претерпела значительных изменений. Рассмотрим их подробнее.

Что такое маркировка алкоголя

Маркировка — нанесение на этикетку, упаковку или сам товар специального идентификатора, содержащего в закодированном виде данные о продукции и производителе. Большая часть маркированных товаров находится под контролем системы «Честный ЗНАК». Но к крепкому алкоголю она не имеет никакого отношения — его маркировка осуществляется по другим правилам (с помощью специальных федеральных знаков).

С 1 апреля 2021 года стартовал эксперимент по маркировке пива и слабоалкогольных напитков (сидра, медовухи). В рамках «пилота» на каждую бутылку наносят код Data Matrix. Движение товара прослеживается в системе «Честный ЗНАК». Правительство планирует завершить эксперимент 31 августа 2022 года, после чего для пива и слабоалкогольных напитков будет назначена дата старта обязательной маркировки.

Постановление о маркировке алкогольной продукции: ФСМ вместо ФАМ в 2021 году

Маркировка алкогольной продукции в 2021 г. регулируется следующими документами:

- ФЗ № 171 от 22.11.1995 о государственном регулировании производства и оборота спирта и продукции на его основе;

- ФЗ № 436 от 22.12.2020 об изменениях в законе ФЗ-171 в части алкогольной продукции;

- Постановлением Правительства РФ № 2348 от 29.12.2020 об установлении порядка и требований к новым маркам для алкогольной продукции.

На импортируемый товар распространяется действие маркировки, а также требования Технического регламента Таможенного союза «О безопасности алкогольной продукции» (ТР ТС 201_/00).

Согласно постановлению о маркировке алкогольной продукции (№ 2348), на каждую бутылку наносят федеральную специальную марку (ФСМ) — она стала заменой использовавшейся ранее ФАМ. Производитель приобретает ее в акционерном обществе «Госзнак» на условиях предварительной оплаты. Федеральные марки изготавливают в течение 14 дней с момента поступления денежных средств на счет АО. ФСМ выдают материально ответственному лицу заявителя, который проверяет целостность упаковки и сопоставляет данные на ней со сведениями в сопроводительных документах (накладной, счете-фактуре). При выявлении нарушений составляется акт несоответствия. Движение крепкого алкоголя по товаропроводящей цепи контролируется ЕГАИС.

Что представляет собой ФСМ

Федеральная специальная марка — это документ, удостоверяющий легальность производства и оборота крепкого алкоголя на территории России. ФСМ — носитель информации ЕГАИС. Она стоит 1 890 рублей за 1 тыс. штук без учета НДС. Специальные федеральные марки покупают организации-производители и импортеры алкоголя.

Отметим, что акцизные марки не отменены резко с 1 января 2021 года. Их удаление из оборота происходит постепенно. Если на ФАМ было подано заявление до 01.01.2021, использовать ее можно:

- до 01.01.2022 — для импортного алкоголя;

- до конца срока годности — в отношении продукции, которая пребывала в обороте в момент установления новых требований.

Для изготовления ФСМ применяется самоклеящаяся бумага, содержащая специальную химическую защиту с особыми волокнами (двух видов). На оборотной стороне находятся гильоширные розетки с аббревиатурой «РФ», бесцветный текст «Алкогольная продукция», люминесцирующий под воздействием ультрафиолетового излучения. При печати на марки наносят уникальное сочетание арабских цифр, двумерный штриховый код, который содержит идентификатор ЕГАИС.

Требования к маркировке пищевого пластика для алкоголя

Пластиковая тара востребована в пищевой, химической, технической, медицинской отраслях. В зависимости от сферы применения, для ее изготовления используют разные виды материалов. Пластик отличается по прочности, плотности, горючести, температуре плавления и другим параметрам. Чтобы оповестить потребителя о назначении изделия, производитель наносит на него специальную маркировку. Идентификаторы размещают на этикетке, крышке или непосредственно на таре. Производители пива тоже используют пластиковые емкости. Маркировка пищевого пластика для алкоголя:

- PET, PETE (треугольник из стрелок, в центре — цифра 1);

- PEHD, HDPE (треугольник из стрелок, в центре — цифра 2).

Как правило, знак размещен на дне бутылки, но может находиться на обратной стороне крышки (внутри).

Зачем нужна маркировка алкогольной продукции в 2021 г.

Обязательная маркировка алкогольной продукции помогает:

- пресечь реализацию контрафакта;

- ужесточить контроль над производством и сбытом товара — с помощью штрих кода, используемого для маркировки алкоголя, отслеживается движение каждой бутылки с момента изготовления до продажи потребителю;

- исключить реализацию продукции с «зеркальными» марками — в системе ЕГАИС фиксируется каждый идентификатор, который должен быть уникальным.

Для покупателей наличие ФСМ на бутылке — гарантия подлинности продукции. С помощью мобильного приложения (например, «АкцизКонтроль: Сканер Алкоголя») можно получить информацию о товаре. Достаточно отсканировать код камерой смартфона.

Особенности маркировки алкогольных напитков

Федеральная специальная марка уникальна и может быть нанесена на алкогольную продукцию единожды. Она содержит двумерный штрихкод, который размещает изготовитель госзнака, и закодированный идентификатор ЕГАИС. Для нанесения марок используется технология, исключающая возможность их подделки и повторного оборота. ФСМ должны быть «читаемыми» (целыми, не стертыми и т. п.) для сканера двумерных штрихкодов. Федеральные специальные марки не должны закрывать потребительские данные на бутылке.

Марки содержат надпись «Алкогольная продукция свыше 9 %», «Вина», «Вина ликерные», «Вина игристые (шампанские)» и т. д., в зависимости от вида напитка (подробнее — в Постановлении Правительства РФ № 2348 от 29.12.2020). Алгоритм действий при заказе ФСМ:

1. Производитель или импортер через ЕГАИС отправляет заявку на их получение в электронном виде. В документе указывают данные о продукции (содержание этилового спирта, объем и т. д.). Для импортируемого товара дополнительно нужно внести информацию о поставщике и реквизиты договора с ним. Для отечественных производителей, импортеров из ЕАЭС и других стран действуют разные бланки заявок.

2. Документ могут вернуть на доработку в течение 7 дней с момента подачи. Заявитель должен устранить ошибки не позднее 10 дней.

3. После рассмотрения заявки АО «Госзнак» принимает решение: удовлетворить запрос или отказать. Заявитель получает ответ в течение 29 дней с момента регистрации документа.

Сроки оборота федеральных специальных марок:

- после изготовления могут храниться на складе в течение 50 дней;

- должны быть нанесены на алкоголь в течение 9 месяцев до дня получения.

Не использованные в установленный срок марки подлежат уничтожению. Порядок маркировки алкогольной продукции изложен в ст. 12 ФЗ № 171 от 22.11.1995. Обязанности участников рынка:

- производители формируют отчеты об объеме произведенной продукции, наносят марку на каждую бутылку спиртного;

- поставщики ведут поштучный учет алкоголя, готовят документы на отгрузку продукции в точки сбыта;

- розница фиксирует приемку товара и выводит алкоголь из оборота в момент продажи (сканирует штрихкоды с каждой бутылки).

Обмен данными между участниками осуществляется через оператора ЭДО. Каждая партия отгружаемого товара сопровождается УПД. Все операции проходят через ЕГАИС.

Алкогольная продукция, подлежащая маркировке

Крепкие спиртные напитки подлежат обязательной маркировке с помощью федеральных специальных марок. ФСМ не размещают:

- на пиве, пивных напитках, сидре, медовухе;

- товарах, подготовленных на экспорт;

- импортируемой продукции, ввезенной в качестве припасов или находящейся под процедкурой таможенного транзита;

- алкоголе, предназначенном для продажи в магазине беспошлинной торговли.

Другая алкогольная продукция, подлежащая маркировке с помощью кодов Data Matrix:

- пиво (в том числе безалкогольное, крепостью до 0,5 %);

- сидр;

- игристые и неигристые напитки с содержанием этилового спирта не более 7 %.

В 2021 году проводится эксперимент по маркировке пива и слабоалкогольных напитков.

Ответственность за нарушения в сфере маркировки алкогольной продукции

Участникам рынка, соблюдающим правила маркировки алкогольной продукции, не о чем беспокоиться. Но при отсутствии марок на крепких спиртных напитках владелец товара несет административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность. Нарушения в сфере маркировки алкогольной продукции регулируются статьей 15.12 КоАП РФ. За отсутствие идентификаторов или их нанесение вразрез установленным правилам на производителей и импортеров накладывают штрафы:

- для должностных лиц — от 10 до 15 тыс. руб;

- для юрлиц — от 100 до 150 тыс. руб.

За оборот алкоголя без марок:

- для граждан — от 4 до 5 тыс. руб.;

- для должностных лиц — от 10 до 15 тыс. руб.;

- для юрлиц — от 200 до 300 тыс. рублей.

За серьезные нарушения придется отвечать иначе. Согласно ст. 171.1 УК РФ, предусмотрены следующие санкции:

- за производство, покупку, хранение и транспортировку немаркированного алкоголя с целью сбыта — штраф до 500 тыс. р. или в размере заработной платы за период до 2 лет; либо принудительные работы до трех лет; либо лишение свободы до 3 лет со штрафом до 120 тыс. руб. или в размере дохода за период до 6 мес. (или без денежного взыскания);

- те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (свыше 1 млн р.) — штраф от 400 до 800 тыс. р. или в размере дохода правонарушителя за период от 1 года до 3 лет; либо принудительные работы на срок до 5 лет; либо лишение свободы до 6 лет со штрафом от 1 млн р. или в размере дохода за период до 5 лет (или без него).

Предмет правонарушения подлежит изъятию во всех случаях.

Как подготовиться к обязательной маркировке алкогольной продукции

Чтобы приступить к работе в рамках закона, участники оборота алкогольной продукции должны установить и настроить на своих предприятиях технические и программные средства. Производителям потребуются:

- усиленная КЭП;

- промышленные принтеры для изготовления этикеток;

- оборудование и ПО для учета маркированного товара (поддерживающее обмен данными с ЕГАИС);

- подключение к системе электронного документооборота (ЭДО) и регистратору эмиссии (для компаний, работающих с пивом и слабоалкогольными напитками).

Оптовикам и дистрибьюторам нужно:

- оборудование для сканирования штрихкодов;

- усиленная электронная подпись;

- ЭДО.

Розничным точкам сбыта потребуются:

- оборудование для работы с маркировкой (сканеры двумерных штрихкодов);

- онлайн-кассы с подключением к ОФД;

- ЭДО.

Все участники рынка должны обновить УТМ ЕГАИС до последней версии.

Какое оборудование купить для считывания маркировки алкоголя

Задача розницы — продажа алкоголя конечному потребителя (расчеты проводятся с помощью онлайн-кассы) с последующим выводом маркированного товара из оборота. Необходимо установить ККТ с поддержкой УТМ-модуля и подключить 2D-сканер.

Резюме

Маркировка крепких алкогольных напитков отличается от идентификации других групп товаров и имеет свои особенности. Вместо кодов Data Matrix, на каждую бутылку наносят федеральную специальную марку. Пиво и слабоалкогольные напитки подконтрольны системе «Честный ЗНАК», но пока их маркировка осуществляется в рамках эксперимента. Чтобы избежать штрафов, нужно исключить наличие неидентифицированного спиртного на полках и складах, если по закону оно должно быть промаркировано.

Источник: https://online-kassa.ru/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019