Petroglif

Обязательная маркировка воды с 2022 года: сроки и подготовка к работе

Эксперимент по маркировке упакованной питьевой и минеральной воды закончился 1 июня 2021 года. В нем приняли участие более 5 000 компаний, было выпущено свыше 10 млн кодов Data Matrix. С 1 сентября полным ходом идет внедрение обязательной маркировки воды. К ней уже подключились производители минералки. А последний этап перехода запланирован на 2025 год.

Рассказываем, как будет проходить обязательная маркировка воды с 2022 года и как к ней подготовиться.

Постановление Правительства РФ о маркировке питьевой воды

31 мая 2021 г. Правительством Российской Федерации принято постановление № 841, в котором установлены правила и сроки внедрения маркировки упакованной питьевой воды. Документ вступил в силу 1 сентября. В нем утверждены:

1. Сроки регистрации в системе мониторинга.

2. Даты, с которых необходимо наносить коды маркировки (КМ) на упакованную воду и передавать данные в систему «Честный ЗНАК» («ЧЗ») о вводе, товародвижении и выводе из оборота.

3. Требования к участникам оборота и порядок их регистрации в «ЧЗ».

4. Правила информационного обмена представителей отрасли с системой мониторинга.

5. Порядок регистрации упакованной воды в национальном каталоге.

6. Характеристики средств идентификации, в том числе структуры и формата КМ, а также правила их нанесения.

7. Порядок представления участниками оборота сведений в «ЧЗ».

В рамках обязательной маркировки упакованной воды ЦРПТ с 2021 г. предоставляет коды Data Matrix на платной основе — 50 копеек без НДС за один идентификатор.

Сроки маркировки воды в 2022 году

Маркировка воды будет проходить поэтапно. Первый начался 1 сентября, он предполагает регистрацию участников товарооборота в «ЧЗ». С 1 декабря маркировка стала обязательной для производителей и импортеров столовой, лечебной и столово-лечебной минеральной воды. Они должны наносить на упакованную воду штрихкоды Data Matrix и сообщать в «ЧЗ» о вводе в оборот. Нужно наладить работу по оплате средств идентификации. Оборот минеральной воды с этой даты запрещен. Дальнейшие этапы внедрения по датам:

01.03.2022 - Начинается обязательная маркировка прочей питьевой воды в упаковке (ТН ВЭД — 2201, ОКПД 2 — 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140) . С этой даты запрещен ее оборот без КМ.

01.09.2022 - Розничные магазины должны предоставлять в «ЧЗ» сведения о выводе из оборота упакованной воды путем продажи через кассу. Информация отправляется в систему маркировки через оператора фискальных данных (ОФД). К этому времени предпринимателям нужно протестировать процессы реализации, передачи сведений о маркированной продукции в ИС МП, обновить кассовое ПО (при необходимости).

01.11.2022 - Магазины отчитываются в «ЧЗ» о выбытии товаров путем, не связанным с розничной продажей (например, по причине списания).

С 01.11.2022 по 29.02.2025 - Все участники оборота предоставляют в «ЧЗ» данные о движении продукции с переходом права собственности. Для этого они используют универсальные передаточные документы (УПД) и систему электронного документооборота (ЭДО). Вводится объемно-сортовой учет. Это значит, что в УПД можно не указывать идентификаторы каждой бутылки — достаточно прописать коды групповых и транспортных упаковок.

01.03.2025 - Все участники оборота упакованной воды должны вести поштучный учет. КМ каждой товарной единицы нужно будет отражать в УПД и передавать эти сведения в «Честный ЗНАК».

Если к началу маркировки в ассортименте останутся бутылки воды без Data Matrix, их можно продавать без средств идентификации до истечения срока годности.

Какая бутилированная вода подлежит маркировке в 2022 году

Перечень видов упакованной воды, подлежащей маркировке, утвержден Постановлением Правительства РФ от 27.03.2020 № 348. В него входят:

Природная минеральная вода в упаковке, код ОКПД 2: 11.07.11.110, код ТН ВЭД: 2201

Природная питьевая вода в упаковке, в том числе газированная, но без добавок, код ОКПД 2: 11.07.11.120, код ТН ВЭД: 2201

Купажированная питьевая вода в упаковке, в том числе газированная, но без добавок, код ОКПД 2: 11.07.11.130, код ТН ВЭД: 2201

Искусственно минерализованная питьевая вода в упаковке, в том числе газированная, но без добавок, код ОКПД 2: 11.07.11.14, код ТН ВЭД: 2201

Маркировка в 2022 году не коснется бутилированной воды, если она соответствует одному из условий:

- помещена под таможенные процедуры для вывоза из ЕАЭС;

- импортируется и производится на территории России в качестве рекламных образцов, не предназначенных для продажи;

- если сделка по приобретению питьевой воды — государственная тайна;

- продается в рамках конкурсного производства при банкротстве;

- принадлежит к категории детского питания;

- разливается по бутылкам непосредственно в месте реализации перед продажей конечному потребителю.

Важно! Перечень минеральных вод, подлежащих маркировке, не включает напитки, полученные в результате таяния снега и льда.

Подготовка к работе с маркировкой минеральной воды

С «Честным ЗНАКом» придется взаимодействовать всем участникам отрасли: производителям, импортерам, дистрибьюторам и розничным продавцам. Для подключения к системе маркировки и дальнейшей работы нужно получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП).

С 1 января 2022 г. ИП и руководителям организаций ее выдает ФНС или доверенные лица налоговой службы.

Сотрудники предприятий получают КЭП, как и раньше, в коммерческих УЦ, прошедших аккредитацию по новым требованиям до 1 июля 2021 г. Для работы с электронной подписью нужно установить ПО — СКЗИ, драйверы USB-токенов (выдаются удостоверяющими центрами).

Инструкция для производителей, дистрибьюторов и продавцов

Все участники товарооборота должны пройти два стандартных шага:

Регистрация в системе мониторинга. Данные организации отобразятся автоматически после выбора усиленной КЭП из списка. Останется указать только email, если он отсутствует в форме.

Подключение к системе ЭДО. Следует выбирать того же оператора, что и у контрагентов. Иначе придется платить за роуминг.

Чек-лист по маркировке питьевой бутилированной воды для производителей:

1. Описание товаров в каталоге. Доступ к нему — в личном кабинете пользователя. Описать товары можно в ЛК или при подключении к программному интерфейсу API. Нужно заполнить все обязательные атрибуты в карточке продукции и отправить ее на проверку. При получении положительного решения — подписать с помощью КЭП.

2. Заказ КМ в СУЗ (станции управления заказами) через личный кабинет в ИС МП или API. Пользователь указывает наименование товарной группы, количество средств идентификации (соответствует числу единиц продукции), ИНН получателя и другие обязательные атрибуты. Действуют ограничения: не более 150 тыс. кодов для одной товарной позиции, 1 заказ — до 10 GTIN.

3. Выбор способа нанесения кодов на упаковки. Это можно сделать самостоятельно или воспользоваться услугами типографии.

4. Нанесение средств идентификации на упакованную воду и ввод их в оборот с передачей соответствующих данных в «ЧЗ».

Задача дистрибьюторов — зафиксировать движение маркированного товара на своем участке: приемку, перемещения между складами, отгрузку. С 01.11.2021 информацию о каждом таком шаге им нужно передавать в «Честный ЗНАК» посредством ЭДО.

Розничным продавцам необходимо заключить договор с ОФД и оплатить услугу передачи данных в «ЧЗ», чтобы выводить товары из оборота через кассу.

Необходимое оборудование

Маркировка минералки началась в 2021 году, остальной упакованной воды — с 2022 года. Обязанность по нанесению КМ ложится на плечи производителей и импортеров. Оптовики и продавцы маркируют бутылки с водой в двух случаях:

- штрихкод поврежден и не распознается сканером;

- покупатель вернул товар с испорченной этикеткой.

Для заказа КМ производителям потребуется регистратор эмиссии — это программно-аппаратный комплекс для отправки запросов на сервер эмиссии ГИС МТ и получения идентификаторов. Оператор системы (ЦРПТ) предоставляет это оборудование в бесплатное пользование.

Код маркировки наносится на потребительскую упаковку, этикетку или стикер.

Не допускается печать на прозрачной оберточной пленке или на другом внешнем материале.

Производители и импортеры могут наносить КМ самостоятельно или пользоваться услугами типографий, зарегистрированных в «ЧЗ». В первом случае потребуется принтер этикеток — с прямой термической или термотрансферной технологией печати. Выбор зависит от тиража:

- если за смену нужно производить до 5 000−7 000 этикеток, достаточно настольного принтера начального класса;

- если свыше 7 000, следует выбирать более мощную промышленную модель с автоотрезом, отделителем этикеток и смотчиком.

Для складского учета маркированной воды потребуется 2D-сканер или терминал сбора данных со встроенным имиджером. Лазерные считыватели не подойдут — они не распознают Data Matrix.

Для продажи воды в бутылках нужна онлайн-касса и двумерный сканер. Перед покупкой убедитесь, что выбранные модели совместимы друг с другом.

Схема работы

Рассмотрим стандартную схему работы — этапы движения маркированного товара с момента его производства до продажи конечному потребителю:

1. Упакованная вода выпущена. Производитель заказывает коды Data Matrix в ИС МП, распечатывает, наносит на товарные упаковки и вводит в оборот.

2. Производитель готовит партию продукции к отгрузке для передачи дистрибьютору. В сервисе ЭДО создает УПД, где, помимо других данных, указывает КМ, отправляет контрагенту.

3. Оптовик при получении партии сравнивает фактические коды на товарах с информацией из УПД. Принимает документ полностью или частично. Во втором случае формирует акт несоответствия и возвращают производителю непринятый товар.

4. Оптовик продает воду розничному магазину. Формирует новый УПД с кодами отгружаемых товаров.

5. Розница сверяет данные по продукции (в электронных накладных и по факту). В зависимости от результата проверки подтверждает УПД полностью или частично. С этого момента товар числится в собственности розничного магазина.

6. При продаже кассир считывает идентификаторы с бутылок, сканер штрихкодов передает данные в онлайн-кассу. Кассовая программа заносит их в чек и направляет ОФД. Оператор в свою очередь передает данные о выбытии КМ в «Честный ЗНАК».

7. Роспотребнадзор будет следить за тем, как участники оборота воды соблюдают новые правила маркировки в 2022 году. В этом ему помогут покупатели. Через приложение «Честный ЗНАК» они смогут проверить легальность продажи. Если на производителя или магазин поступит претензия, сотрудники ведомства проведут внеплановую проверку. Выявленное нарушение грозит штрафом до 300 тыс. рублей.

Источник: https://online-kassa.ru/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019