Petroglif

Риски и возможности российского ритейла в 2022–2024 годах

Последние годы стали для ритейла стрессовыми. После роста в 2010–2017, когда FMCG-торговля демонстрировала шикарные показатели, наступила эпоха кризисов, замедливших прирост выручки и оборотов. Еще больше корректировок в дело ритейлеров внесла пандемия.

Давайте разберемся, какие риски и возможности ожидают российский ритейл в 2022–2024 годах. И что могут сделать руководители, чтобы минимизировать проблемы и найти новые точки роста.

Новая реальность после пандемии

Ритейл оказался под ударом из-за множественных ограничений. С одной стороны, клиенты никуда не делись, с другой — возникли изменения и дополнительные сложности с точки зрения взаимодействия с покупателями, ведь с началом пандемии ритейл чаще стал уходить в онлайн, подключаться к агрегаторам: к примеру, «Магнит» начал работать с «Яндекс.Еда» и Delivery Club. Дистанционная торговля растет бешеными темпами, за период с января по август 2021 года рост составил 44%.

Важным фактором стало сближение продовольственного и непродовольственного секторов. Раньше многие ритейлеры специализировались только на продуктах питания или, наоборот, на бытовых товарах непродовольственных товарах. Во время пандемии у клиентов появилась потребность заказывать или покупать всё в одном месте. Поэтому крупные игроки решили ввести в товарную матрицу дополнительные позиции, например, предметы гигиены, увеличивая таким образом ассортимент товаров. Некоторые магазины расширили товарную линейку для того, чтобы не закрываться в локдаун.

Дополнительный толчок для роста получили дискаунтеры. Под дискаунтерами подразумеваются магазины фиксированных и низких цен: для этого менеджмент компаний работает с поставщиками, выбирая самые дешевые предложения, а также минимизируя наценку и экономя на обслуживании. Причина популярности подобного формата понятна, ведь во время пандемии у значительной части населения снизились доходы. Кто-то потратил сбережения на недвижимость или автомобиль, часть людей потеряли работу или бизнес. Вполне логично, что в таких условиях магазины с жесткой ценовой политикой стали более востребованы.

К примеру, по данным сети «Магнит», новый дискаунтер «Моя цена» позволил увеличить выручку с одного квадратного метра площади на 40%. Данный кейс показывает, насколько сместились предпочтения клиентов в сторону низкого ценового сегмента. Ритейлу попросту приходится двигаться в этом направлении. В целом по отрасли средний чек дискаунтеров за 2020 вырос на 10%, в 2021 тенденция продолжилась: по данным компании Romir, на конец августа рост составил 8,1%. Конкуренция с каждым днем становится серьезнее, появляется больше жестких дискаунтеров, таких как «Чижик» запущенный компанией 5X Retail Group (также владеет сетью «Пятерочка», «Дикси» и другими).

Отдельно нужно отметить переход ритейла в интернет и общую цифровизацию отрасли. «Магнит» на текущий момент выполняет более семи тысяч интернет-заказов в сутки по всей России. Другие игроки тоже придерживаются стратегии развития сервисов и доставки.

Уже сейчас можно сказать, что компании даже после завершения пандемии продолжат развивать доставку и онлайн-заказы и по возможности максимизируют цифровизацию бизнеса, чтобы увеличить прибыль и получить дополнительные конкурентные преимущества.

Риски для ритейла

Современный ритейл — сложный бизнес, которому приходится постоянно лавировать между потребностями клиентов и ценами поставщиков. Давайте посмотрим, с какими проблемами, вероятно, придется столкнуться ритейлерам в ближайшее время (для ЛПР компаний на разных уровнях желательно осознавать эти риски):

Ковидные ограничения.

Один из актуальных кейсов 2021 на этот счёт — закрытие «алкомаркетов» в Москве на нерабочие дни в ноябре. В Смоленской области и вовсе запретили посещать супермаркеты всем невакцинированным жителям. Это серьезный вызов для бизнеса. Пандемия с нами будет еще минимум год (а может и много лет), поэтому различные ограничения могут сильно ударить по ритейлу, даже с учетом того, что за последние месяцы компании научились жить в «новом мире».

Инфляция.

Цены растут во всем мире, это не только отечественная проблема, и она бьет по ритейлу с двух сторон. Поставщики повышают цены, а правительство пытается удерживать инфляцию, регулируя стоимость жизненно важных продуктов. Это приводит к перекосам в ценовой политике и негативно сказывается на ключевых финансовых показателях компаний. Летом крупные сети «договорились» удерживать доступную цену на картофель. В результате, в продаже был не очень качественный продукт, но по доступной цене, а хорошая картошка соперничала по стоимости если не с ананасами, то уж точно с бананами.

Снижение покупательской способности.

Следующий риск вытекает из предыдущего. Чем выше инфляция, тем меньше реальная покупательская способность людей. В первую очередь могут пострадать ритейлеры, работающие в среднем и высоком ценовом сегменте. Уже замечен переток из дискаунтеров в “жесткие дискаунтеры”.

Конкуренция со стороны новых сервисов и маркетплейсов.

Теперь многие люди покупают продукты через сервисы доставки или на маркетплейсах, в том числе напрямую у производителей. Это приводит к потери ритейлерами части выручки.

По мнению большинства экспертов все вышеперечисленные риски будут преследовать ритейл минимум до 2024 года. С некоторыми из них можно бороться: к примеру, сейчас многие ритейлеры сами предлагают доставку, конкурируя с аналогичными компаниями. А вот бороться с инфляцией и снижением покупательской способности намного сложнее, можно только добиваться минимизации последствий.

Как технологии влияют на ритейл?

Жизнь не стоит на месте, и бизнесу приходится постоянно трансформироваться, приспосабливаясь к новым условиям. Сейчас это, в первую очередь, касается цифровизации бизнеса. Вот основные технологические тренды в ритейле:

- автоматизация;

- переход в онлайн;

- VR и AR-технологии.

- Давайте разберем эти тренды более подробно.

Автоматизацию можно разделить на две крупные группы. С одной стороны, это автоматизированные решения в документообороте и управлении. В современных условиях даже незначительное ускорение управленческих процессов дает заметное конкурентное преимущество.

С другой стороны, можно наблюдать автоматизацию работы с клиентом. Это, например, кассы самообслуживания. Компании тестируют роботов, контролирующих сроки годности и соответствие ценников. Подобные решения в перспективе снизят затраты на персонал, позволяя улучшить финансовые отчеты. В случае жестких дискаунтеров появится возможность сделать цены еще ниже.

Другим вызовом для классических ритейлеров стал частичный переход продаж в интернет. Толчком для дистанционной торговли стали противоковидные меры. Во многих городах заказ продуктов оказался единственным доступным способом покупки. Особенно если речь шла не о самых простых продуктах, которые можно приобрести в супермаркете.

В результате клиенты «распробовали» курьерскую доставку. Сейчас многие люди считают, что им удобнее заказать продукты, не тратя время на поход в магазин. Разные компании тестируют доставку с помощью роботов и дронов, «Яндекс» уже в 2022 году запустит доставку продуктов роботами в Дубаи.

Дистанционные продажи продолжат развиваться. Если сейчас такой способ покупки доступен в основном в крупных городах, постепенно тренд дойдет и до небольших населенных пунктов. Ритейлу необходимо уже сейчас отрабатывать алгоритмы доставки, уделять внимание технологическим решениям. Речь идет об упрощении онлайн-заказов, а также развитии способов доставки.

В последнее время все чаще говорят о применении VR/AR-технологий в ритейле. Для начала стоит разобраться с терминами. VR-технологии подразумевают полностью виртуальный, вымышленный мир. AR — дополненную реальность, которая может использовать элементы окружения человека.

Применение этих технологий тоже различно. VR может использоваться для обучения персонала. С помощью виртуальных полигонов специалисты HR-отдела моделируют различные ситуации, проверяя и контролируя поведение персонала. AR-технологии уже готовы к использованию в коммуникациях с клиентами. Приложения дополненной реальности демонстрируют, как мебель впишется в вашу комнату или как кроссовки будут смотреться на ноге. В продовольственном ритейле можно более подробно рассмотреть товар перед заказом, ознакомиться с вариантами сервировки.

Сейчас VR/AR-технологии в России практически не применяются, находясь в зачаточном состоянии. Но стоит ожидать, что в ближайшее время эти решения сделают рывок в сторону реальной работы с клиентами. Крупные мировые игроки уже используют AR-решения. Компания Walmart уже несколько лет предлагает клиентам возможность сканировать смартфонами штрихкоды нужных продуктов, после чего специальное приложение само находит их на полках магазина и прокладывает путь.

Прогноз развития до 2024 года

Несмотря на все риски и сложности, ожидается рост FMCG-ритейла. В основном за счет развития сетей дискаунтеров. По оценкам аналитиков к 2024 году общая доля дискаунтеров достигнет 18%. Связано это, в первую очередь, с последствиями коронакризиса и общим снижением платежеспособности населения.

При этом общий темп роста выручки снизился. Если до 2017 года рынок ритейла рос на 5–7%, сейчас эти цифры кажутся несбыточной мечтой. По прогнозу Минэкономразвития, в 2022–2024 — рост оборота в розничной торговле будет в пределах 2,8–2,9%.

Уже виден рост доли e-commerce в выручке ритейлеров. К сожалению, нет точного прогноза по нашей стране, но в мире доля интернет-продаж, по мнению опрошенных экспертов, к 2023 вырастет до 21–25%. По всей видимости Россия не останется в стороне от общего тренда, и темпы роста сохранятся, даже с учетом снятия карантинных ограничений и возвращения социальных контактов между людьми.

Раньше IT-подразделения ритейла отвечали за обеспечение безопасности, отслеживание угроз, а также координацию между разными секторами компаний. Теперь они становятся во главе одного из направлений для роста. Развитие дистанционных продаж сделало IT-отделы важными участниками взаимодействия с клиентами. В 2021 и 2022 годах основным трендом стало освоение ритейлерами чат-ботов и анализ покупок с целью создания индивидуальных предложений. Некоторые предприниматели ожидают, что таким образом появится возможность быстро реагировать на потребности клиентов и снизить затраты на рекламу.

Перед современным ритейлерами стоит необходимость не только отслеживать угрозы, но и противостоять им. Посмотрите на возможности открытия в вашей компании направления дискаунтеров в виде отдельных торговых точек или выделения сегмента в действующих магазинах. Также нужно учиться снижать затраты, в том числе и с помощью автоматизации процессов.

Со временем технологии становятся основным драйвером для роста в ритейле. Всё больше людей будет покупать продукты через интернет и приложения. Не упустите эту возможность стать лидером в своей сфере. Конкурентные преимущества дают новые цифровые решения, причем касающиеся не только взаимодействия с пользователями, но и повышения эффективности предприятия вообще. Важно уделять внимание внутренним процессам, например, подготовке документов и организации логистики.

Источник: https://doczilla.pro/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019