Petroglif

Маркировка фототоваров

На фоне обязательной маркировки некоторых товаров актуальным стал вопрос: «А требуется ли маркировка фототехники?». На самом деле этот процесс был запущен ещё в 2019 году, но в качестве эксперимента с добровольным участием производителей, продавцов и импортёров. А в 2020 году он стал обязательным и даже претерпевает серьёзные изменения, речь о которых пойдёт дальше.

Для чего вводится маркировка фототехники

По задумке правительства, фотооборудование маркируется, чтобы:

- к потребителю попадала только качественная и завезённая официально продукция, поскольку товары без маркировки реализовать в розницу будет невозможно в силу определенных технических причин, описанных ниже;

- некачественные и контрафактные товары были выведены из оборота и бюджет дополучил не уплаченные «чёрными» предпринимателями суммы;

- в целом прозрачность торговли повысилась, поскольку будет виден каждый этап движения единицы продукции, начиная с завода и заканчивая магазином.

Что нужно маркировать согласно новым требованиям

Обязательной маркировке на данный момент подлежат не все фототовары, а пока что только фотокамеры и лампы-вспышки. Остальные товары планируется начать маркировать позднее.

Суть процедуры маркировки

Вся суть процедуры сводится к простановке специального уникального кода на товаре в момент его производства и его контроле на каждом этапе передвижения товара вплоть до продажи на торговой точке. Одновременно с этим кодировка отражается в специально созданной системе контроля «Честный знак». Так контролирующие органы могут отслеживать отметки всех участников цепочки (производителей, дилеров логистов, транспортных компаний и так далее) о движении продукции.

Сроки процедуры маркировки

В качестве пилотного проекта с добровольным участием различных представителей рынка процедура началась с 15.05.2019 (распоряжение Правительства РФ от 14 мая 2019 года № 589). Завершился первый пробный этап 30.11.2019.

С 01.10.2020 обязательно маркируются все виды фототоваров с кодами ОКПД 2: 26.70.12, 26.70.14, 26.70.17.110, 27.40.31 и кодом ТН ВЭД ЕАЭС 9006 (кроме 9006 91 000 0, 9006 99 000 0).

С 01.01.2022 производители, импортёры и продавцы должны передавать данные о фотоаппаратах и лампах-вспышках в «Честный знак» только через ЭДО.

С 01.10.2022 маркировка станет обязательной для импортных комплектов и наборов фототоваров.

Как выглядит код маркировки

Код маркировки фотоаппаратов от «Честного знака» внешне выглядит как простой QR-код, но суть его гораздо сложнее. Благодаря особой системе его создания (криптографическим способом кодирования, одобренным ФСБ) этот двумерный код формата DataMatrix:

- не подделать и не скопировать,

- дёшево напечатать, что не повлияет на себестоимость продукции в сторону увеличения,

- легко нанести на товар разными способами (в качестве элемента этикетки, прямо на упаковку, путём лазерной гравировки на товаре),

- можно считать даже при частичном повреждении (более 30%), в отличие от QR- или штрихкода.

Обратите внимание — независимо от способа нанесения, должны соблюдаться определённые размеры знака — от 12х12 мм.

Кто обязан наносить код маркировки на фототовары

Хотя маркировка сканируется на всех этапах движения товара для его идентификации, основные ответственные лица за нанесение кода на товар – производители и импортёры. Первые маркируют фототехнику буквально на конвейере, а вторые – при импорте в страну.

Но в цепочке присутствуют такие участники, как розничные продавцы и сети. Вот с ними ситуация обстоит интереснее. Они будут:

- получать новый код маркировки, если старый будет существенно повреждён или полностью уничтожен;

- вводить код в оборот заново в «Честном знаке» при возврате покупателем товара (поскольку при продаже, как уже отмечалось, код выводится из системы).

Для проведения этих операций поставщик и розничный продавец должны зарегистрироваться в «Честном знаке», системе электронного документооборота (ЭДО) и обзавестись электронной подписью. Получить подпись нужно через ФНС или у её доверенных лиц до момента регистрации в системе «Честный знак», чтобы быть в состоянии дальше с ней работать.

Чтобы повторно запросить код, делается запрос на перемаркировку оператору программы маркировки — центру развития перспективных технологий (ЦРПТ), который является создателем и разработчиком системы маркировки «Честный знак».

Новый знак может наноситься на упаковку товара.

Как подключиться к системе обязательной маркировки — пошаговая инструкция

Можно представить процесс работы с «Честным знаком» в виде следующего алгоритма.

Шаг 1. Участник рынка должен получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) в налоговой или у её доверенных лиц. Также он должен установить ПО для работы с ней (речь о программах Рутокен или КриптоПро).

Шаг 2. Участник регистрируется в «Честном знаке» и подключается к системе ЭДО.

Шаг 3. Производитель или импортёр заходит на официальный сайт ЦРПТ, выбирая там подкатегорию «Фотоаппараты и лампы-вспышки», вносит сведения о себе и о товаре в систему «Честный знак», после чего получает список кодов для маркировки и вводит товары в оборот. Розничный продавец сканирует коды маркировки на товарах и таким образом передаёт данные в «Честный знак».

Есть ещё один шаг. Торговые точки по продаже фототехники, которые только недавно открылись, приобретают онлайн-кассу, регистрируют в налоговых органах и заключают соглашение с оператором фискальных данных. А уже действующие рыночные игроки продолжают работу с существующим аппаратом. Возможно, во втором случае модель придётся перепрошить, чтобы она стала работать с кодами маркировки. Это актуально для ККТ с версией ФФД 1.05 и 1.1. Для работы с маркировкой касса должна поддерживать ФФД 1.2.

В завершение процедуры такие участники рынка, как торговые точки, продающие фототехнику, должны изменить свои бизнес-процессы в рамках работы с информацией. Помимо штрихкода, продавец должен не забывать сканировать код DataMatrix, чтобы касса передавала данные в систему маркировки. А после возврата фототехнику нельзя сразу реализовывать, как было раньше. Для начала нужно вернуть товар в оборот, отсканировав код, либо получить новый код маркировки, если старый повреждён или утерян.

Рассмотрим этапность на примере движения произведённого в РФ товара.

1. Завод изготовил фотоаппарат, поставил на нём код маркировки и через оператора ЭДО (электронного документооборота) внёс информацию в систему маркировки «Честный знак».

2. Фотоаппарат передаётся поставщику, о чем формируется универсальный передаточный документ (УПД). Поставщик сверяет сведения, указанные в УПД, с кодом маркировки и только после этого принимает фотоаппарат на баланс. Сведения о смене владельца направляются в «Честный знак».

3. Передача товара поставщиком продавцу. Процедура, аналогичная предыдущему этапу.

4. Заключительный этап — продажа конечному покупателю. Продавцом сканируется код маркировки, чтобы он попал в кассовый чек, который затем передаётся оператору фискальных данных (ОФД). Тот, в свою очередь, отправляет информацию о продаже в налоговую и «Честный знак» и код окончательно выводится из оборота.

С поддельными товарами всё вышеперечисленное сделать не получится. Даже если магазин попытается продать контрафакт, то кассовый чек попросту не будет соответствовать законодательным требованиям. Это, в свою очередь, чревато штрафными санкциями вплоть до временного приостановления деятельности ИП или юридического лица.

Из указанного следует, что после подключения к системе маркировки участники рынка должны закупить необходимое оборудование и ПО для работы с ней.

Последние изменения в процедуре маркировки фотоаппаратов

Новое постановление Правительства РФ от 20.11.2021 № 1985 привнесло следующие изменения в процедуру маркировки, начинающие действовать с 01.03.2022.

1. Расширение данных о наборах фотоаппаратов, вносимых в систему. Раньше это был только код товара при его наличии, полное наименование продукта и код товарной номенклатуры на уровне первых четырёх знаков, входящих в набор. Теперь же вносится товарный знак (при наличии), коды товаров и количество товаров, входящих в состав набора и подлежащих обязательной маркировке, а также наименования товаров, входящих в состав набора, но не подлежащих обязательной маркировке (при наличии).

2. Разрешение наносить маркировку на потребительскую упаковку или этикетку самого набора без его нанесения на упаковку товаров-составляющих. Но это актуально, только если упаковку нельзя вскрыть без видимых следов.

3. С 1 октября 2022 года маркировка становится обязательной для импортных наборов фототоваров.

Источник: https://zhiza.evotor.ru/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019