Petroglif

Маркировка сыра для розницы: сроки

Объём контрафактной и поддельной продукции на прилавках магазинов неумолимо растёт. Особенно актуальны нарушения в молочной продукции. Так, только в 2018 году, по статистике «Росконтроля», 18 из 30 марок сыров оказались подделкой. Поэтому Правительство РФ решило в кратчайшие сроки внедрить систему маркировки сыра и прочей молочной продукции.

Этапы внедрения системы маркировки

Маркировка сыра является одним из элементов программы Правительства РФ по внедрению системы маркировки молочной продукции, начатой в 2019 году. Но до начала 2021 года проводился эксперимент, в котором принимали выборочное участие производители сыра и прочей молочной продукции для того, чтобы выявить возможные недочёты маркировки. После окончания эксперимента было принято Постановление Правительства №2099 от 15.12.2020, в котором установлены следующие даты по внедрению системы маркировки сыра с 2021 года.

20.01.2021 — первый этап внедрения системы. Маркировка является добровольной, участники могут регистрироваться в системе «Честный знак» и отправлять сведения о вводе продукции в оборот, перемещении (изменении владельца) и выбытии из оборота.

01.06.2021 — обязательной становится маркировка сыра и мороженого для импортёров и производителей.

31.03.2022 — появляется обязанность фиксировать выбытие сыров с любым сроком годности. То есть розница должна сканировать коды маркировки при продаже и передавать данные в «Честный знак».

01.09.2022 — вводится объёмно-сортовой учёт сыра. То есть участники системы маркировки обязаны в УПД указывать сведения о коде товара и его количестве. Также с этой даты необходимо указывать все причины выбытия из оборота, а не только реализацию: собственное использование, истечение срока годности и прочее.

01.12.2022 — становится обязательной маркировка молочной продукции для КФХ (крестьянско-фермерских хозяйств). В том числе маркировке подлежит сыр ручной работы, даже если КФХ является и производителем, и продавцом в одном лице.

01.12.2023 — вводится обязательный поэкземплярный учёт сыра. То есть производитель, импортёр, поставщик и продавец в ведомостях обязаны отчитываться о каждой промаркированной единице товара.

Обратите внимание: если сыр и прочая молочная продукция были произведены до 01.06.2021, маркировке такие товары не подлежат.

Какой товар подпадает под требования обязательной маркировки сыра

Сначала следует определиться с перечнем сырных товаров, для которых обязательна маркировка. Полный список установлен в категории 0406 ТН ВЭД и 10.51 ОКПД 2, в него входят:

- классический сыр (мягкий, полутвёрдый, твёрдый);

- творог;

- недозрелый сыр, в частности сывороточный;

- тёртый и порошковый сыр;

- плавленый сыр;

- сыр с плесенью;

- прочие виды сыров и сырных продуктов.

Какой сыр можно не маркировать

Под требования обязательной маркировки не подпадают следующие виды:

- упакованный сыр, вес упаковки которого составляет менее 30 граммов;

- импортные продукты, ввезённые на территорию РФ без цели продажи (рекламные и выставочные экземпляры);

- сыр, проходящий транзитом через страны ЕАЭС, а также направляемый на экспорт;

- сыр, подлежащий продаже в магазинах беспошлинной торговли (Duty Free);

- диетические продукты;

- товар, упакованный для продажи продавцом после разделения головки сыра и выбытия её из оборота.

Для чего нужна маркировка и какие сведения содержит

Маркировка представляет собой двухмерный код (формат DataMatrix) с зашифрованными буквенно-цифровыми символами, в которых содержится основная информация о продукте (наименование, дата изготовления, сведения о производителе), а также дополнительные зашифрованные символы во избежание подделки кода.

Маркировка необходима для того, чтобы исключить поддельную и контрафактную продукцию на рынке. Государственные органы через «Честный знак» отслеживают производителей и других участников системы, а Роспотребнадзор в случае выявления несоответствия проводит проверки и привлекает к ответственности.

Кроме того, обычный покупатель тоже может считать код и узнать основную информацию, благодаря чему процесс перемещения товара от производителя к столу становится максимально прозрачным.

Какое оборудование необходимо производителю для маркировки сыра

В контексте производителей также необходимо рассматривать и импортёров, так как для всех этапов маркировки сыра и ввода в оборот у них одинаковые требования и обязанности.

Для начала необходимо получить усиленную ЭЦП. Сделать это можно на официальном сайте налоговой или у доверенных лиц.

В семидневный срок с начала производства товара требуется зарегистрироваться в системе «Честный знак», после чего внести все сведения о производителе и непосредственно продукте.

На подготовительном этапе необходимо настроить всё техническое и программное оборудование, а также провести тестовый прогон системы.

Какое оборудование требуется участникам системы

Все участники системы маркировки обязаны приобрести и зарегистрировать сканеры для считывания 2D-кодов и передачи сведений в «Честный знак».

Производитель обязан приобрести оборудование для печати кодов, хотя тут возможны вариации.

Для небольших производителей подходящим может стать вариант заказа печати кодов. Но печатать такие коды могут только сертифицированные типографии, имеющие соответствующее оборудование. Распечатанную маркировку уже можно нанести на товар ручным способом.

Для крупных предприятий можно рассмотреть варианты отдельной распечатки кодов либо же печати маркировки на уже существующей этикетке или упаковке.

Обратите внимание: маркировка должна быть читаемой и наноситься исключительно на белую подложку. Печать на прозрачной упаковке запрещена.

Принтер для печати кодов может потребоваться не только производителю, но и продавцу. Например, если до момента выбытия из оборота код стал нечитаемым, необходимо заново распечатать и наклеить маркировку. А в случае возврата товара его требуется заново ввести в оборот.

Система маркирования сыра: процедура от начала до конца

Если рассматривать цикл маркировки с начала производства, он выглядит следующим образом.

- Производитель либо экспортёр получает коды через «Честный знак» и наносит их на изготовленную/ввезённую продукцию. Сыр с данного момента считается введённым в оборот.

- При передаче сыра поставщику заполняется электронный УПД (универсальный передаточный документ), в котором содержатся сведения о товаре, в том числе данные о маркировке. Поставщик получает УПД, сканирует маркировку и сверяет указанные данные. - Если сведения совпадают, УПД подписывается с помощью ЭЦП, а в «Честный знак» направляются сведения о смене владельца товара.

- Аналогичные действия происходят при передаче товара от поставщика продавцу. Поставщик заполняет УПД, продавец сканирует маркировку и сверяет указанные и фактические сведения. Если данные накладной и товара совпадают, УПД подписывается электронной подписью, а сведения направляются в «Честный знак».

- Последний этап — вывод товара из оборота. На этой процедуре следует остановиться подробнее.

Как происходит маркировка сыра для розницы и выведение из оборота при продаже

В отличие от большинства товаров, подлежащих маркировке, сыр выводится из оборота несколькими способами:

- Если товар фасуется перед выставлением на витрину (головка сыра разрезается), код сканируется и отправляется в «Честный знак» при фасовке.

- Если товар продаётся цельным, из оборота выводится обычным способом — при продаже на кассе.

- Если сыр используется в общепите, то он выбывает из оборота перед использованием в блюдах (указывается «для собственного оборота»).

Независимо от способа вывода из оборота сроки отправки сведений о маркировке сыра для розницы одинаковые — не более трёх дней с момента фактического вывода.

Источник: https://zhiza.evotor.ru/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019