Petroglif

Маркировка велосипедов

Рынок велосипедов в России, по оценке экспертов, составляет более 4 миллионов единиц в год. Чтобы к конечному потребителю попадал исключительно качественный товар, в 2019 году была начат пилотный проект по маркировке велосипедов. Участие в нём для производителей, поставщиков и продавцов, задействованных в отрасли, было добровольным, а в 2022 году должно было стать обязательным. Впрочем, в январе вышло распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.01.2022 № 14-р, которое переносит старт обязательной маркировки велосипедов на 2023 год.

Нормативное регулирование процесса маркировки велосипедов и велосипедных рам

Основным нормативным актом, регламентирующим эксперимент по маркировке велосипедов и велосипедных рам, проходивший с 16.09.2019 по 31.05.2020, является постановление Правительства РФ № 1183 от 11.09.2019. Оно содержит данные про:

- цели эксперимента;

- его участников;

- употребляемые дефиниции;

- виды товаров, подлежащих маркировке.

Информация о сроках введения обязательной маркировки велосипедов (в том числе с установленным вспомогательным двигателем и трёхколёсных) и велосипедных рам представлена в распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р. Как раз в него были внесены изменения распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2022 № 14-р.

Маркировка велосипедов в 2022 году — сроки

Эксперимент с велосипедной маркировкой длился с 16.09.2019 по 31.05.2020, а регистрироваться в системе и активно её использовать участники рынка могли с 01.06.2020.

С 01.03.2022 планировалось сделать процедуру обязательной для всех субъектов предпринимательства, функционирующих в нише. Но распоряжением № 14-р срок маркировки сдвинулся на 01.03.2023.

Какие велосипеды маркируются

Маркируются:

- двухколёсные и трёхколёсные велосипеды;

- с двигателем или без;

- с колясками или без;

- велосипедные рамы.

Детальнее список продукции со всевозможными экономическими кодами представлен в постановлении Правительства РФ № 1183 от 11 сентября 2019 года.

Суть маркировки велосипедов в России

Суть процедуры сводится к нанесению специального кода маркировки производителем или импортером на произведённый в России или ввезённый в Россию товар. В коде особым образом зашифрованы все данные о велосипеде. Одновременно с этим кодировка передается в специально созданную систему отслеживания «Честный знак». Её создателем и разработчиком является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Именно туда участники рынка обращаются за кодами для маркировки своей продукции.

Нанесение кодировки на велосипед и внесение кодов в систему позволяет контролирующим органам и конечным потребителям отслеживать движение товара по всем участникам цепочки (производителям, дилерам, логистам, продавцам).

Обратите внимание: в ходе эксперимента участники пришли к выводу, что лучше всего код наносить на подседельную трубу. Также можно маркировать упаковку. В целом же порядок маркировки описан в методических рекомендациях по проекту, которые, впрочем, ещё согласовываются.

Как выглядит код

Пока система маркировки находилась в стадии апробации, параллельно использовались два вида кодов:

DataMatrix — двумерный штрихкод;

RFID – радиочастотная метка.

Первый внешне похож на QR-код, но в отличие от собрата он:

- практически не подделывается и не копируется;

- недорог в печати, то есть не увеличивает себестоимость товара;

- легко наносится на товар;

- может считываться даже при частичном повреждении (более 30%), в отличие от QR-кода или ещё одного представителя группы — штрихкода.

Преимуществом DataMatrix перед RFID служит доступность технологии как в нанесении кода на товар, так и в его считывании. Код распознаётся практически любым 2D-cканером, поэтому тому же магазину не придётся глобально переоборудоваться.

Обратите внимание: независимо от способа нанесения (на упаковку, товар, посредством лазерной гравировки или печати) у кода должны быть определённые размеры — от 10х10 до 144х144 пикселей.

Что касается радиочастотной метки, она имеет неоспоримые преимущества перед DataMatrix.

1. Лучшая устойчивость к воздействию факторов внешней среды. Это достигается за счёт изготовления корпуса меток из таких устойчивых материалов, как термостойкий пластик, металл, кремний.

2. Возможность считки данных на очень большом расстоянии — до 50 метров (в то время как у DataMatrix эта цифра ограничена 10-20 сантиметрами), а также на скорости и без прямого доступа к метке (например, через упаковку).

3. Радиочастотные метки перезаписываемы, в отличие от DataMatrix. Это было бы удобно для продавцов, которым покупатель возвращает товар. Почему — поговорим далее.

Из недостатков — эта технология дороже и сложнее в использовании, что отметили участники эксперимента.

Ещё один момент: пока длился эксперимент, ни за какие коды участники не платили. По его окончании услуга, конечно, должна была стать платной. Однако стоимость кодов на сегодняшний день до сих пор не определили. На сайте «Честного знака» указано: «Подробные порядок, сроки и правила маркировки велотоваров проходят регламентные процедуры согласования и утверждения. После утверждения указанных правил настоящий раздел будет дополнен всей необходимой информацией» (обращение к источнику 10.02.2022).

Кто маркирует товар

Маркировка велосипедов в 2022 году в основном будет лежать на двух субъектах рынка – производителе и импортёре. Первые маркируют товар, когда тот ещё не сошел с конвейера, а вторые – при ввозе в страну.

В дальнейшем нанесённый код сканируется на каждом этапе движения товара такими участниками системы, как поставщик и продавец. Данные оперативно вносятся в систему, и уже конечный потребитель может узнать всё об интересующем его велосипеде (производителя, модель, страну изготовления и товарный знак при наличии), просканировав код посредством смартфона.

Если просканированное описание расходится с действительностью, покупатель вправе сообщить об этом в «Честный Знак». Реакция на обращение будет такая: Роспотребнадзор проверит продавца, и, если нарушения будут, последнему грозит штраф и конфискация товара с сомнительной репутацией.

Если велосипед будет возвращён в магазин, продавцу нельзя будет сразу же его продать. Нужно будет ввести товар в оборот снова: просканировать код либо в случае его утери обратиться к оператору программы маркировки, то есть в ЦРПТ, за новым знаком и нанести его повторно.

Кроме того, розничные продавцы и сети могут по этой схеме сами проставить на товаре код, если он оказался существенно повреждён (более 30%) или вовсе уничтожен.

Как стать участником системы маркировки велосипедов «Честный знак»

Поскольку процедуру маркировки велосипедов перенесли, но не отменили, у бизнес-субъектов ещё есть время стать участниками системы.

1. Для начала нужно получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП) в отделении ФНС или доверенном удостоверяющем центре.

2. Затем следует установить на рабочее место программу для работы с УКЭП, например Рутокен или КриптоПро.

3. Также нужно подключиться к ОФД, чтобы считываемый код автоматически попадал в систему «Честный знак».

4. Ещё нужно будет зарегистрироваться в системе электронного документооборота (ЭДО), чтобы оформлять поступления товаров в электронном виде. Здесь участники рынка столкнулись со вторым крупным подводным камнем: бизнес-процессы некоторых из них не были автоматизированы. И на исправление ситуации потребовались капиталовложения, которые, впрочем, окупятся, поскольку программы дают возможность контролировать не один участок, а все сразу – не только производство или продажи, но и склад, коллектив, финансовые потоки.

5. Торговым точкам нужно проверить свои онлайн-кассы на совместимость с маркировочными кодами. Это актуально для ККТ с версией ниже ФФД 1.05 или 1.1. Такие ККТ нужно будет перепрошить до версии 1.2. А только что открывшиеся бизнес-субъекты должны приобрести оборудование, зарегистрировать его в ФНС и заключить соглашение с оператором фискальных данных на обслуживание.

Перечисленные этапы служат своеобразной подготовкой к работе с маркировкой. Теперь поговорим о регистрации в «Честном знаке».

Желающему стать частью процесса нужно посетить официальный сайт ЦРПТ, выбрать соответствующую подкатегорию маркируемых товаров, затем указать все данные о себе и продукции, которые затребует система.

Негласным, но логично вытекающим из всего вышеописанного этапом перехода на маркировку велосипедов в 2022–2023 годах станет перестройка процесса продажи и возврата товара. Продавец должен будет сканировать не только привычный штрихкод, который никто не отменял, но и код DataMatrix , чтобы программа меняла его статус в системе. Про возврат мы писали выше: на такие товары продавцу придётся дополнительно проставлять код маркировки при необходимости.

Маркировка велосипедов в 2023 году – какое оборудование понадобится

Как уже упоминалось, продавцу велосипедов понадобится онлайн-касса, которая бы «понимала» кодировку.

Но на этом перечень основных средств не заканчивается. Также участникам системы придётся укомплектовать свои рабочие места:

- сканером штрихкодов (для DataMatrix – с поддержкой двухмерного сканирования);

- принтерами с функцией термопечати.

Зачем нужна маркировка велосипедов

В заключение необходимо указать причины, по которым правительство решило начать этот процесс.

1. Госорганам будет легче контролировать реализацию отечественной и импортной продукции.

2. Должен сократиться серый и чёрный импорт, что снизит количество фальсификата, поддержит национальных производителей и защитит их от конкуренции с контрафактом, защитит потребителя от некачественной продукции, наконец, позволит пополнить бюджет. Подделки попросту не смогут пройти таможню, а хранение, перевозку и любые сделки с ними запретят.

3. По мнению некоторых экспертов, маркировка простимулирует производство российских комплектующих и переход от частичного производства к сборочному.

Источник: https://zhiza.evotor.ru/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019