Petroglif

Маркировка товаров: что изменилось и кто обязан работать с ЭДО

Маркировка товаров в 2022 году: что изменилось и кто обязан работать с ЭДО

В России с каждым годом увеличивается список товаров, которые необходимо маркировать. В 2021 году наносить двумерные Data Matrix коды обязали на одежду, а в 2022 — на питьевую воду и молочные продукты. Рассказываем, что изменилось в правилах маркировки, чтобы не запутаться в нововведениях.

Что такое маркировка?

Маркировка - это уникальный двумерный Data Matrix код, который производитель или импортер наносит на каждую единицу товара. Выдает такой код Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), в нем содержится информация о товаре в государственной системе маркировки «Честный ЗНАК». Штрих-код позволяет Роспотребнадзору и покупателю отслеживать передвижения товара — от производства до продажи.

Обязательную маркировку Правительство России ввело с 2018 года. Предполагается, что так покупатели будут получать только качественные товары — с рынка исчезнут контрафакт и недобросовестные производители, уклоняющиеся от налогов.

Как работает маркировка товаров?

Производитель или импортер генерирует штрих-коды в системе «Честный ЗНАК» (0,5 рублей за штуку) и наносит их на товар.

При передаче товаров дистрибьютору производитель или импортер направляет УПД со списком всех кодов через электронный документооборот (ЭДО).

При приемке товаров дистрибьютор сопоставляет коды из документов с теми, что нанесены на сам товар. Дальше подтверждает УПД и передает сведения в «Честный ЗНАК».

Розничный продавец, в свою очередь, принимает товар от дистрибьютора, сверяет коды из документа с теми, что нанесены на товар. Также утверждает УПД и передает данные в «Честный ЗНАК». При продаже продавец считывает код маркировки сканером, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в «Честный ЗНАК». В этот момент товар выбывает из оборота.

Роспотребнадзор может в любой момент установить местонахождение товара, а потребитель - убедиться в легальности совершенной им покупки.

Как работать с маркировкой? Кто обязан использовать ЭДО?

Передавать данные о пути товара с помощью маркировки можно двумя способами. Во-первых, через личный кабинет государственной системы «Честный ЗНАК». Во-вторых, с помощью электронного документооборота.

До 2022 года самым распространенным был первый способ, однако теперь производители духов и туалетной воды, шин и покрышек, фототехники, товаров легкой промышленности, а также обуви обязаны использовать ЭДО. Через эту систему предприниматель сможет принимать и подписывать накладные.

Перейти на ЭДО можно быстро, этот процесс не займет больше пяти дней. Нужно получить электронную подпись, подписать договор с оператором ЭДО и получить идентификатор участника ЭДО — уникальный код, который оператор ЭДО присваивает отправителям и получателям электронных документов.

Какие товары необходимо маркировать в 2022 году?

На данный момент согласно Постановлениям Правительства, обязательной маркировке подлежат шубы, лекарства, обувь, табак, фототехника, духи и туалетная вода, шины и покрышки, товары легкой промышленности (одежда, постельное белье и полотенца). Подробно изучить список товаров и исключения можно на сайте «Честного ЗНАКа».

С 20 января 2021 года в России началась добровольная маркировка молочной продукции. Обязательными для мороженого и сыров штрих-коды стали с 1 июня 2021 года, для молочных продуктов сроком годности больше 40 дней — с 1 сентября 2021 года, для молочных продуктов сроком годности 40 дней и меньше — с 1 декабря 2021 года. В 2022 году, с 20 января продавцов обязали фиксировать выбытие мороженого и сыров со сроком годности 40 дней и меньше.

С 31 марта 2022 года продавцы начнут фиксировать выбытие из оборота остальной молочной продукции со сроком годности 40 дней и меньше. Фиксировать выбытие молочной продукции со сроком годности больше 40 дней потребуется с 1 июня 2022 года. Объемно-артикульный учет для оптового и розничного звена вводится с 1 сентября 2022 года, а с 1 декабря 2022 года маркировка станет обязательной для фермеров.

Для категории «минеральная вода» маркировка стала обязательной с 1 декабря 2021 года, однако в 2022 году начнут действовать новые требования. С 1 марта 2022 года маркировать станет обязательным всю остальную бутилированную питьевую воду. Исключения — упакованная вода изо льда и снега, для детского питания, для магазинов duty-free и дипломатических представительств. Розницу также обяжут передавать сведения о продаже маркированной воды в систему «Честный ЗНАК» с 1 сентября 2022 года. А уже с 1 ноября 2022 года участники процесса будут должны начать использовать ЭДО для передачи сведений.

Планировалось, что изменения в 2022 году коснутся также производителей и продавцов велосипедов и велосипедных рам. Начало обязательной маркировки для этой категории перенести с 1 марта 2022 года на 1 марта 2023 года. А уже к 2024 году система маркировки станет обязательной для всех отраслей промышленности.

За что можно получить штраф?

Если на товаре нет маркировки, его конфискуют. Должностным лицам грозят штрафы от 5 до 10 тысяч рублей, а юридическим — от 50 до 300 тысяч рублей. Если речь идет о табаке, то для должностных лиц сумма штрафа составит от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических — от 300 до 500 тысяч рублей. За совершение преступления в особо крупном размере наступает уголовная ответственность — предусмотрены штрафы до 1 миллиона рублей или лишение свободы сроком до 5 лет.

За поддельные коды маркировки на товарах также грозит уголовная ответственность — штраф до 300 тысяч рублей. В случае предварительного сговора — лишение свободы на срок до 3 лет. При совершении преступления в особо крупном размере — лишение свободы на срок до 4 лет со штрафом до 100 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом до 1 миллиона рублей.

Нарушение максимальной розничной цены на табак для должностных лиц может обернуться штрафом 50 тысяч рублей или дисквалификацией на срок до трех лет, для юридических — штраф в двукратном размере излишне полученной выручки.

Кроме того, должностным и юридическим лицам штрафы в размере от 1 до 10 тысяч рублей и от 50 до 100 тысяч рублей соответственно грозят за следующие нарушения:

1. Отсутствие регистрации в системе маркировки в установленные сроки;

2. Продажа продукции в розницу без передачи в систему маркировки сведений о выводе из оборота;

3. Не введенные в оборот товары;

4. Ввод в оборот товаров без разрешительной документации или с неверными сведениями о разрешительной документации;

5. Передача товаров юридическому лицу без отправки информации о ней в систему маркировки;

6. Нарушение сроков передачи сведений в систему;

7. Возврат в оборот товаров, владельцем которого вы не являлись.

Источник: https://dreamkas.ru/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019