Petroglif

Цифровая маркировка на перепутье

Партия "Справедливая Россия - За правду" (СРЗП) и ее ру­ково­дитель Сер­гей Ми­ронов внес­ли в Гос­ду­му за­коноп­роект, пред­ла­гаю­щий до 1 ян­ва­ря 2028 г. ввес­ти мо­рато­рий на про­веде­ние обя­затель­ной мар­ки­ров­ки то­варов, мо­тиви­руя это тем, что, по дан­ным ря­да произ­во­дите­лей, в це­лом стои­мость про­дук­ции из-за это­го но­вов­ве­дения для ко­неч­но­го пот­ре­бите­ля уве­личи­лась как ми­нимум на 10%, а так­же тем, что в ус­ло­виях эко­номи­чес­ких сан­кций мар­ки­ров­ка нак­ла­дывает на произ­во­дите­лей до­пол­ни­тель­ную наг­рузку. В то же вре­мя пра­витель­ством РФ уже рас­смат­ри­вал­ся воп­рос мо­рато­рия и уже при­нято ре­шение о сох­ра­нении дей­ствую­щих по сос­тоя­нию на 1 мар­та 2022 г. обя­затель­ных тре­бова­ний по мар­ки­ров­ке. В Тор­го­во-про­мыш­ленной па­лате на дан­ный мо­мент не вы­рабо­тали еди­ного мне­ния по это­му воп­ро­су

По словам, Сергея Миронова, который ссылается на данные ряда производителей, в целом стоимость продукции из-за этого нововведения для конечного потребителя увеличилась как минимум на 10%. "Поскольку в стране возник дефицит расходных материалов для проведения маркировки, то цены на товары из-за поддержания системы маркировки будут расти и дальше", - рассказал депутат. Он считает, что в условиях экономических санкций маркировка товаров нецелесообразна и даже вредна для бизнеса. "Она несет дополнительную финансовую нагрузку на предпринимателей. В свою очередь, они, как обычно, перекладывают эти издержки на покупателей, и раз так, то лично мне непонятно, зачем осложнять жизнь людям, которые и так сильно натерпелись из-за ковида, сокращений, безработицы, санкций и роста цен на товары первой необходимости. Призываю коллег-депутатов поддержать наш законопроект и отменить маркировку товаров до 1 января 2028 г.", - отметил Сергей Миронов.

Статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов отмечает, что предложенная инициатива не является новой, более того, правительством уже рассматривался вопрос моратория и уже принято решение о сохранении действующих по состоянию на 1 марта 2022 г. обязательных требований по маркировке. "На сегодняшний день система маркировки товаров является уникальным инструментом получения достоверной информации о состоянии товарных рынков в режиме реального времени, поскольку в ней содержатся все данные о движении товаров, логистических цепочках, динамике цен, уровнях производства, запасов и потребления, включая прогнозные показатели. Производители уже оснастили свои производственные площадки необходимым оборудованием. Весь парк оборудования новый, его замена либо серьезная модернизация в ближайшее время не потребуются, а данное оборудование не попало под санкции недружественных государств и доступно для заказа. Более того, по результатам проведенных исследований, влияние маркировки на цену конечной продукции является крайне незначительным", - говорит представитель министерства.

По его словам, именно сегодня необходимо всесторонне использовать возможности системы маркировки, которая дает информацию о товарных рынках и потребительских ценах с недоступными другим инструментам скоростью и детализацией. "В интересах государства сохранить маркировку и использовать все ее возможности. Это подтверждается решением правительства сохранить введенную до 1 марта 2022 г. маркировку. Мораторий наложен только на введение до 2023 г. новых требований к маркировке по новым товарным группам. При этом в целях поддержки отечественного бизнеса Минпромторг выступил с предложением ввести мораторий до конца текущего года на применение уголовной ответственности за несоблюдение требований к маркировке", - уточнил Виктор Евтухов. По его мнению, введение моратория на все требования к маркировке приведет к "обнулению" всех затрат на ее внедрение и увольнению нанятых людей. В то же время введение моратория на уголовную ответственности за нарушения в сфере маркировки позволят обеспечить снижение административной нагрузки на участников рынка товаров. По его словам, правительством Российской Федерации принято решение о сохранении уже действующей маркировки, а что касается моратория на применение ответственности, указанные инициативы также поддержаны и включены в дополнительный пакет антикризисных мер. "Государством активно принимаются меры по снижению административной нагрузки на бизнес в целях поддержки в условиях санкционного давления, и такие ограничения уже снижаются. Маркировка же, по сути, остается единственным средством контроля за рынком в условиях легализации параллельного импорта, смягчения требований в сфере технического регулирования и оценки соответствия, отмены части проверок в рамках государственного контроля (надзора). Важно отметить, что правительством Российской Федерации уже принято постановление от 26 марта 2022 г. №477 в части поддержки участников оборота молочной продукции и упакованной воды. Одновременно уже готовится к внесению в правительство Российской Федерации проект постановления, которым предлагается продлить на полтора года, до 1 июня 2025 г., требование о поэкземплярной прослеживаемости молочной продукции, чтобы предоставить участникам оборота отсрочку и дополнительное время для внедрения бизнес-процессов по агрегации молочной продукции", - рассказал замминистра промышленности.

По словам председателя совета Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по развитию потребительского рынка Александра Борисова, в связи с тем, что в ТПП представлен широкий спектр различных деловых объединений различных отраслей, в отношении цифровой маркировки сложилось несколько позиций. "Одна из которых - полное отрицание, вторая - необходимость заморозки на ближайшие два года, и третья позиция, с учетом принятых правительством дополнительных мер по переносу сроков, - продолжение маркировки. Окончательная позиция ТПП уточняется", - сообщил Александр Борисов.

В пресс-службе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, является оператором национальной системы цифровой маркировки) отметили, что развитие системы цифровой маркировки в России происходит на основе решений правительства и диалога с отраслями. По словам представителя ЦРПТ, важно отметить, что в текущей экономической обстановке правительство России по инициативе Минпромторга и после консультации с ЦРПТ изменило этапы введения маркировки молочной продукции и упакованной воды, чтобы снизить нагрузку на фермеров, ретейл и рестораны. Эти предложения входят в пакет антикризисных мер поддержки бизнеса в текущих экономических условиях.

При этом премьер-министр РФ Михаил Мишустин, выступая с отчетом правительства в Госдуме, отметил, что при нынешнем снижении регуляторики отмена маркировки товаров нецелесообразна и является единственным способом сохранить контрольно-учетную систему. "Маркировка - это эффективный инструмент обеления и контроля отраслей. Также система является инструментом анализа и контроля за ценами на все виды маркируемой продукции. Вопрос потребительских цен для государства остается первоочередным", - отметили в пресс-службе ЦРПТ. По их словам, в табачной отрасли с момента введения маркировки удалось снизить нелегальный оборот на 25%, несмотря на то что до ввода маркировки показатель увеличивался ежегодно в два раза. В первом полугодии дополнительно в бюджет поступило 77 млрд руб. от акцизов на табак (в том числе 30 млрд благодаря маркировке - впервые за несколько лет рост сборов был выше роста ставки акциза). Закрыто 26 нелегальных заводов, обелилось еще 18 производств. Только за первые три месяца 2022 г. системой выявлено 70 млн нелегальных пачек. Рынок шуб оказался в 10 раз больше, чем предполагали, обувной рынок обелился на 35%. Контрафакт в сегменте онкопрепаратов сократился в 10 раз, по расчетам самих производителей.

"В лекарствах маркировка, как неоднократно заявлял Минздрав и Росздравнадзор, позволила предупредить дефицит медикаментов во время пандемии COVID-19 и обеспечить все прививочные пункты запасами вакцин. Кроме того, существует значимый эффект от взаимодействия "Честного знака" с другими системами. В частности, об этом заявил Россельхознадзор, который выявляет существенные несоответствия между объемами закупленного производителями сырья и выпущенной продукции: выявлено, что примерно 30% производителей сыра и масла выпускают готовую продукцию, не имея для этого достаточно сырья, то есть речь о фальсификате", - рассказали в ЦРПТ.

Ирина Приборкина

Источник: https://www.comnews.ru/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019