Petroglif

Кризис 2022: опасность или новые возможности?

Китайский иероглиф «кризис» имеет два значения. Первое — «опасность», второе — «возможность». Именно за последнее, как за спасительную соломинку, хватаются многие предприниматели, погружаясь в поиск новых идей и моделей, которые помогут бизнесу остаться на плаву.

Кризис кризису рознь

Сегодняшняя ситуация не похожа на то, что было раньше. В 1998 и 2008 кризисы были внутренними и захватывали только экономическую сферу. 1998 год ознаменовался приходом в Россию новых западных брендов. Им удалось выстроить целые экосистемы и привлечь поставщиков.

Вспомните Макдональдс. У него получилось сформировать партнерские связи с мясными комбинатами и создать уникальную на то время логистику. Бизнес процветал и зарабатывал.

2008 прошел под флагом легкой девальвации. Ритейлеры и девелоперы успели сориентироваться и 15-20% просадки в валюте не нанесли мощного ущерба экономическому росту. В отличие от многих компаний европейских стран отечественному бизнесу удалось относительно легко пройти этот этап и взять курс на рост оборота розничной торговли.

Затем был 2014-й уже с политическими проблемами. Состояние мировой экономики на тот период можно оценить как удовлетворительное. Многие предприниматели даже не почувствовали приближение опасности, но некоторые все же ощутили «ломку»: кто-то попал в «валютные клещи» в закупках, а кто-то — в «арендные» из-за колоссальных индексаций.

2020… Второй квартал. Локдаун в России и других странах. Стоимость логистики в период пандемии еще свежа в памяти.

Все эти триггерные точки можно назвать «возможностями». В 98-м предприятия становились партнерами новых западных брендов, а в 2020-м удалось перекроить «стандартную работу» в удаленную, наладить бизнес-процессы и перейти на новый уровень.

Кризис 2022 года нельзя назвать кризисом возможностей и роста. Из-за санкций многие компании ушли с российского рынка — выстроенные годами экосистемы разрушаются. Чтобы восстановить связи, потребуется немало времени.

Эксперты говорят, что острую фазу длиной в 1,5 месяца мы уже преодолели. Государству удалось выровнять валютный курс, правительство тоже предпринимает некие меры, стараясь поддержать бизнес. Предприятия с трудом, но все же начинают адаптироваться к новым условиям.

Однако есть одно но. Возможностей для роста на самом деле мало. Рынок перенасыщен игроками, конкуренция высока. Искать выходы трудно: что предлагать, как продавать, кто сможет купить — на эти вопросы нет однозначного ответа.

Что делать?

Прежде всего, не паниковать и помнить про второе значение слова «кризис». Да, возможностей мало, но их можно и нужно выявлять и использовать. Существуют так называемые «шаблоны бизнес-моделей», применив которые можно адаптировать бизнес к изменившимся условиям.

Многие компании производят высокотехнологичную продукцию, но внезапно теряют конкурентное преимущество после десятков лет упорной работы. В чем ошибка? Они не сумели приспособиться к новой ситуации.

Может ли бизнесмен изменить правила игры в условиях кризиса 2022? Да, если заменит устаревшую модель на новую и найдет ответы на вопросы:

- Кто мой целевой клиент?

- Что я могу предложить ему?

- Как я буду создавать продукт?

- Из чего складывается моя прибыль?

Формула довольно проста: реальные кейсы + умение мыслить вне рамок + четкий план действий = возможность превратить проблемы в решения и выйти победителем из непростой ситуации.

В 2022 году постоянной будет только нестабильность. Новые вызовы западных «партнёров» продолжат проверять российских предпринимателей на прочность. Главное условие выживания — умение быстро адаптироваться к реалиям и искать новые бизнес-модели.

Николай Виноградов

Источник: https://vc.ru/u/640473-nikolay-vinogradov

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019