Petroglif

Потребительский бум на рынке DIY

За последние два года, несмотря кризис и повышение цен, произошел рекордный рост российского рынка DIY.

Драйвер роста спроса – пандемия

Как ни странно, но в 2020-2021 года именно закрытие границ и невозможность провести отпуск на, ставших привычными, курортах, изменили отношение россиян к своим жилищным условиям. Люди вынуждены были проводить дома много времени. Это был удобный период для того, чтобы заняться ремонтом городских квартир и коттеджей. Удаленный формат работы во время пандемии стал стимулом к обустройству дач. Эксперты отмечали, что наступление в 2021 году более ранней весны также повлияло на повышение спроса на садовые товары.

Спрос на стройматериалы в 2020-2021 годах был таким, что производители не успевали за ним. Создавшийся дисбаланс спроса и предложения спровоцировал скачок цен. Но потребителя это не остановило – спрос нарастал.

Льготная ипотека

На время пандемии пришелся и бум на рынке недвижимости, а с ним и желание улучшить жилищные условия, что также способствовало нарастанию спроса на строительные и отделочные материалы, инструменты.

Спрос поддерживала льготная ипотека на первичном рынке. Товарооборот в DIY уже в первой половине 2021 года вырос на 17,5%.

E-commerce

Рост сделок с недвижимостью в 2021 году изменил рынок DIY-товаров. Крупные сети быстро адаптировались к растущему спросу и стали развивать онлайн формат продаж.

Активизировались и маркетплейсы. Обороты увеличились в несколько раз по сравнению с прошлыми, совсем не кризисными, годами. Потребитель оценил расширенный ассортимент маркетплейсов, программы лояльности, удобные логистические процессы и сопутствующие услуги: сборку мебели, ремонтные работы, вывоз строительного мусора. По мере того, как изоляция во время пандемии затягивалась, увеличивалось число потребителей, которые предпочитали делать покупки строительных товаров и инструментов в онлайн формате. Средний чек такого покупателя почти сравнялся с чеком его офлайн «коллеги».

Временная передышка

В начале 2022 года цены стабилизировались. На некоторые товары они даже снизились. Европа открыла границы, предприятия заработали в прежнем режиме, и рынок DIY стал пополняться товарами. Казалось, причин для снижения спроса нет. Но в силу разных экономических причин упала платежеспособность населения. К тому же открыли границы, и почти в полную силу заработала туристическая отрасль. Соблазн провести отпуск на море перевесил желание потратить деньги на ремонт и благоустройство жилищ.

Все это отразилось на спросе – он снизился. Причем критичным его падение оказалось для предприятий, выпускающих товары для сегмента DIY. При падающем спросе и непрекращающемся производстве, на складах предприятий образовались большие объемы не востребованной сетями продукции.

Но как показали последующие события – это была временная передышка для сетей DIY и производителей стройматериалов.

Пик спроса в начале марта

После начала спецоперации на Украине российским потребителям понадобилось чуть больше недели, чтобы оценить ситуацию и принять соответствующие ей меры. Начатые ремонты и строительство даже в новых, кризисных условиях нужно заканчивать. Непонимание того, что может ожидать рынок в обозримой перспективе, подталкивало людей на принятие срочных решений. Опасения, что цены на товары будут расти с одной стороны и вероятность их дефицита с другой, придали ускорение ремонтам и строительству. Существовал и страх потерять накопления. Чтобы этого избежать, нужно было вложить их во что-то, что может пригодиться в дальнейшем. И люди начали скупать строительные материалы и товары для обустройства дома.

В начале марта наблюдается резкое повышение спроса. Такого, что некоторым сетям пришлось даже вводить ограничения на количество продажи определенных материалов в «одни руки».

В этих условиях образовался дефицит некоторых строительных товаров, которые раскупались почти с «колес». Если говорить о ценах на них, то они увеличились вдвое. А это уже стало фактором охлаждения покупательского спроса, и уже в конце марта – начале апреля продажи вернулись на сезонный уровень.

Рынок DIY в 2022 году

В 2022 году DIY-сегменту, по прогнозам экспертов, ничто не угрожает. Активность на рынке строительства сохраняется. Девелоперы чувствуют себя уверенно. Строительство многоквартирных домов продолжится даже в больших объемах, чем раньше.

Есть большой потенциал в сфере индивидуального жилищного строительства. Ежегодно россияне за свой счет строят почти половину от общего объема жилищного строительства – 260-290 тысяч частных домов.

Рост ИЖС может увеличиться с появлением новых кредитных программ. В ближайшие пять лет доля ипотеки на этот вид строительства может увеличиться до 20% от общего количества выданных кредитов. По сравнению с текущими 2-4% – это очень много. С такими значениями можно ожидать повышенный спрос на товары для строительства и ремонта.

Учитывая все перечисленное, можно сказать, что поводов для отчаяния пока не наблюдается – строительный сектор будет расти, а вместе с ним и потребление стройматериалов как в B2B, так и в B2C секторе.

Юлия Макаревич

Источник: https://vc.ru/u/700287-yuliya-makarevich

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019