Petroglif

Что будет с Честным ЗНАКом в 2022 году? Топ-5 вопросов о маркировке в текущей ситуации

Введение санкций и участившиеся DDoS-атаки на правительственные сайты усложняют работу с маркировкой. Производителей, а также оптовых и розничных продавцов маркированных товаров интересует, что будет дальше с системой «Честный ЗНАК». Мы ответим на 5 самых актуальных вопросов, которые волнуют участников рынка.

Будет ли отменена обязательная маркировка?

В правительстве обсуждают возможность внесения корректировок в правила маркировки товаров. Но Минпромторг заявляет, что следует придерживаться ранее принятых решений и не отменять обязательную маркировку.

Отмена нововведений будет технически сложным процессом. Во многих отраслях оборудование для нанесения штрих-кодов и учета продукции встроено в производственный цикл. Это относится к тем отраслям, где обязательная маркировка введена 1-2 года назад (табак, лекарства, обувь, изделия легкой промышленности).

Минпромторг подчеркивает важность проекта для экономики России:

- защита покупателей от контрафактной продукции;

- контроль за соблюдением правил сертификации;

- поддержка добросовестных производителей;

- увеличение сбора налогов в бюджет;

- контроль за сроками годности продуктов питания;

- защита от необоснованных наценок на товары;

- работа системы народного мониторинга.

По инициативе нескольких бизнес-ассоциаций в Государственную Думу был внесен законопроект № 104089-8. В документе предлагается ввести мораторий на обязательную маркировку товаров до 1 января 2028 года. Предложенный законопроект анализируют в Комитете промышленности и торговли.

Авторы законопроекта считают, что маркировка отрицательно влияет на малый и средний бизнес, поскольку она приводит к повышению издержек. По мнению Минпромторга, увеличение издержек, является незначительным и окупается за счет очистки рынка от недобросовестных конкурентов.

Будет ли государство поддерживать участников рынка?

Правительство уже предприняло ряд шагов для поддержки бизнеса в кризис. Среди принятых мер есть продление сроков введения маркировки для отраслей, где процедура перехода не завершена до конца. Соответствующие решения закреплены Постановлением № 477 от 26 марта 2022 г.

В каких сферах изменены сроки перехода на следующий этап:

1. Экспериментальные проекты по маркировке БАД, антисептиков, пива и слабоалкогольных напитков продлены до 28 февраля 2023 года вместо 31 августа 2022 года. У изготовителей товаров и участников рынка будет больше времени на отработку технологии и поиск самых удачных решений.

2. Представители крестьянских и фермерских хозяйств, а также участники производственных кооперативов получили отсрочку по маркировке молока. Они могут не маркировать готовую продукцию вплоть до 1 декабря 2023 г.

3. Послабления также коснулись компаний, которые покупают молочную продукцию для своих нужд, а не с целью перепродажи. Они могут не передавать информацию о выходе товаров из оборота до 1 декабря 2023 г.

4. Сроки введения обязательной маркировки воды также были перенесены. Маркировать все категории бутилированной воды нужно будет с 1 марта 2023 года. Отчитываться о списании воды на нужды компании потребуется с 1 декабря 2023 г.

Продление сроков позволяет на время отложить подготовку к введению маркировки, чтобы решать более важные для бизнеса вопросы в кризис.

Что изменится для розничной торговли и заведений общепита?

Появился слух о том, что коды Data Matrix теперь можно не сканировать на кассе. На самом деле это временное послабление, которое затрагивает только 2 категорий товаров:

- Молочной продукции: до 1 сентября 2022 г.

- Бутилированной воды: до 1 марта 2023 г.

До наступления указанных сроков можно не сканировать коды при розничной продаже. Выбытие проданных товаров из оборота контролируется с помощью объемно-сортового учета. Это правило распространяется и на заведения общепита, где продают напитки в бутылках. Но после указанных дат поэкземплярный учет станет обязательным.

При сканировании кода маркировки на кассе он проверяется через информационную систему. До введения поэкземплярного учета можно продавать товары с кодами, которые не прошли проверку. Если кассовое ПО блокирует возможность продажи таких товаров, то можно отключить процедуру проверки в настройках. Главное, не забыть ее включить при введении поэкземплярного учета.

Будут ли отменены штрафы за нарушения?

На данный момент не идет речи об отмене штрафов за нарушения правил маркировки продукции. Ранее выписанные штрафы остаются в силе, даже если мораторий на маркировку товаров будет введен. Бизнесмены, которые нарушают закон, могут получить штраф или конфискацию.

До конца 2022 года в России введен мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса. Но это не значит, что можно не опасаться проверок и штрафов. В тексте закона есть оговорка, что проверка может быть проведена, когда выявлены риски для жизни и здоровья граждан. Торговля фальсифицированными продуктами входит в это определение. Контролирующие ведомства могут узнать о факте нарушения с помощью системы народного контроля «Честный ЗНАК».

Наказания за нарушения регулярно пересматриваются. Так с февраля 2022 года была ужесточена ответственность за нарушения при работе с табаком и алкогольной продукцией (суммы штрафов были увеличены).

Обсуждается введение моратория на уголовную ответственность до 1 января 2023 года. В частях 1-4 статьи 171.1 УК РФ предусмотрена ответственность за хранение, транспортировку и продажу немаркированной продукции. Уголовная ответственность наступает, когда размер партии особо крупный. Если мораторий будет введен, за нарушение все равно придется отвечать. В этом случае владелец товара получит штраф, а партия будет конфискована.

Что делать, если система работает с ошибками?

Весной 2022 года многие бизнесмены столкнулись с трудностями при работе. Из-за DDоS-атак, направленных на сайт «Честного ЗНАКа», пользователи не могли заказать коды Data Matrix, активировать полученные штрих-коды, подписывать договоры с контрагентами, проверять товары на подлинность и т.д.

В настоящее время сайт «Честного ЗНАКа» работает в стабильном режиме. Чтобы не столкнуться с проблемами в будущем, мы советуем:

1. Следить за лентой новостей на сайте. Там часто публикуют полезные советы, в том числе что делать при технических ошибках.

2. Заказывать коды Data Matrix для всей номенклатуры как минимум на неделю вперед. Если сайт будет недоступен из-за DDоS-атаки, «Честный ЗНАК» признает эти коды введенными в оборот.

3. Сохранить контакты службы поддержки «Честного ЗНАКа» на телефон или компьютер. При проблемах с доступом к сайту вы сможете обратиться в службу поддержки и узнать, когда ресурс будет доступен.

Нужно ли готовиться к обязательной маркировке товаров?

Мы советуем не откладывать подготовку к работе с маркировкой, если для этого нет объективных причин. На данный момент маловероятно, что маркировка будет отменена или приостановлена. При своевременной подготовке можно отладить бизнес-процессы и обучить персонал без спешки. Заблаговременная подготовка уменьшает риск получить штраф за нарушение правил работы с маркированной продукцией.

Источник: https://mertech.ru/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019