Petroglif

«План на ближайший месяц — выжить»: как себя чувствуют предприниматели в России после февраля

В сегодняшних реалиях многим бизнесам пришлось активно перестраиваться и адаптироваться под новые правила рынка, изменившийся спрос и пользовательское поведение.

Анастасия Ше, руководитель отдела аренды оператора гибких офисов «Ключ», узнала у компаний-резидентов, как они поменяли процессы и работают с командой после февраля, а еще — насколько смело и далеко планируют.

В материале собраны мнения арендаторов из сфер автопрома, ивент-маркетинга, транспортной логистики, а также IT в фармацевтике и области управления производственными активами.

Эксперты:

LYRA Design & Event, Елена Плахтиенко, CEO & Founder

TheMashina, Григорий Дудаш, СЕО & Co-Founder

Первый Электронный Рецепт (ПЭР), Кирилл Хромов, управляющий директор

TABLOGIX, Денис Савельев, директор по продажам

РСМ-системы, Ксения Григор, офис-менеджер

Елена Плахтиенко, CEO & Founder ивент-агентства LYRA Design & Event:

О мероприятиях «до» и «после»

Рынок ощущает себя не очень. Мероприятия — это про хорошую, сытую жизнь и растущую экономику. Когда у клиента есть деньги, он делает ивенты. В сложное время так не работает.

Первый, кто попадет под нож кризиса — маркетинг и мероприятия. Текущая ситуация не исключение: бизнес отреагировал и сократил бюджеты.

В целом ивентщики — антихрупкие ребята. Мы живем в постоянно меняющихся реалиях: пандемия, кризис, политические сдвиги. Поэтому мы максимально мобильные, адаптивные и готовы ко всему.

2019 год для рынка в целом и для нас был «жирным». Поэтому в пандемийный 2020-й мы вошли с хорошей «подушкой»: нам не пришлось резать штат, мы остались в большом офисе, чуть-чуть сократили зарплату и все спокойно переждали.

За два года «подушка» растаяла.

Пришлось принимать срочные меры, чтобы оставаться на плаву: переходить на гибридный режим работы, сокращать часть команды, но мы сохранили за собой маленький офис для брейшстормов. Но в целом работы и задач сейчас по-прежнему много.

Жизнь восстанавливается.

О главном в работе

Сейчас очень важно прогнозировать. Те, кто успеет перестроиться и быстро занять новую нишу, — выиграют.

Мы живем в рабочем режиме с небольшим горизонтом планирования. И, конечно, не ждем, что случится чудо: уже нарисовали видение того, как будет меняться рынок и мы вместе с ним.

Когда у вас стабильная жизнь и все идет по накатанной, тяжело рвануть и сделать что-то принципиально новое. Сейчас самое подходящее время. Проекты — это всегда про развитие и созидание. Мы сами себя вдохновляем.

Как это работает у предпринимателей? Видим: что-то сломалось — чиним.

Если вы можете сделать что-то хорошее, то всегда найдутся и ресурсы и люди.

Григорий Дудаш, СЕО & Co-Founder сервиса аренды авто по подписке TheMashina:

О спросе и предложении

Если очень коротко, то ситуация непростая. Авторынок попал под серьезный удар и с точки зрения логистики, и с точки зрения валютных рисков, и с точки зрения приостановки деятельности заводов.

Однако сами по себе эти события только подстегнули спрос со стороны клиентов: все понимают, что авто будут дороже, их будет меньше, да и само качество может оказаться весьма спорным (вспомните про выпуск авто даже без ABS). Поэтому спрос вырос кратно, а вот предложение уменьшилось.

Впрочем, мы активно работаем с рынком и предлагаем клиентам альтернативы привычным маркам авто.

О скоростях

Любой стартап в России, который работает с жестоким b2c-рынком, находится в перманентном поиске точек для роста. Тут срабатывает выражение Черной Королевы — нужно бежать со всех ног, чтобы просто оставаться на месте.

Мы приняли антикризисные меры и благодаря этому смогли продолжать работу, в то время как многие коллеги по рынку попросту закрылись. Пока ни о каких льготах и субсидиях говорить не приходится. Как стартап в первый год жизни мы были планово убыточны.

К сожалению, сейчас это буквально закрывает для нас любые программы поддержки.

О гибкости и будущем

Как шутят коллеги по рынку: «План на ближайший месяц — выжить». Мы смотрим в будущее с несколько большим оптимизмом. Мы уверены в нужности продукта, в способности команды работать в любых условиях и в нашу гибкость.

И вообще, если жизнь бьет вас по голове, опущенные руки — не лучший вариант защиты.

Да, никто не застрахован от неудач, но мы будем выходить на новые рынки (в том числе за пределами страны), развивать альтернативные секторы персональной мобильности, создавать партнерства с коллегами из синергических нашему бизнесов.

Кирилл Хромов, управляющий директор IT-системы по работе с электронном рецептом «Первый Электронный Рецепт» (ПЭР):

О стабильности и поддержке

Происходящие события повлияли на всех, но нас пока затронули в меньшей степени, поскольку мы занимаемся важной социальной задачей — цифровизацией здравоохранения.

Политику найма скорректировали и оставили только открытые ключевые позиции.

Вообще спрос остался неизменным из-за специфики рынка. Но все же пришлось уделить большое внимание психологическому состоянию и настрою команды.

Мы получаем льготы как IT- компания. Это очень важно, если мы хотим обеспечить благоприятные условия, чтобы сохранить команду и исключить утечки экспертизы за рубеж.

В наших планах — работать дальше на развитие отрасли цифрового здравоохранения. В особо турбулентное время нужно совершать только обдуманные шаги и действия, исключив эмоции и панику.

Денис Савельев, директор по продажам в транспортно-логистической компании Tablogix:

О балансе

В целом бизнес чувствует себя нормально, наш клиентский портфель хорошо диверсифицирован и представлен клиентами из разных отраслей экономики, поэтому спад активности в одном сегменте компенсируется ростом в другом.

Сейчас, например, наблюдаем замедление операций автомобильных клиентов, но при этом видим активность в фармацевтическом кластере. Хорошую динамику также показывают локальные российские компании.

О перестройке

Актуальные внешние вызовы сразу же отражаются в нашей работе. Например, в транспортном бизнесе достаточно сильно поменялись операционные условия, сменились партнеры и маршруты — особенно в мультимодальных и международных перевозках.

Мы фокусируемся на позитивных изменениях: недавно завершили обновление логотипа и сайта, проводим логотипирование корпоративного автопарка и складских комплексов.

В целом сейчас бизнес находится в процессе интеграции после завершения сделки по поглощению активов финской «Ителла» в конце 2021.

Ксения Григор, офис-менеджер компании «РСМ-системы»:

Об импортозамещении

Наша компания занимается разработкой и внедрением ПО для автоматизации производственной деятельности промышленных предприятий.

С начала кризиса спрос на отечественный софт только вырос, и сейчас мы наблюдаем большой интерес к нашей продукции и перестраиваемся на новый уровень работы с большей загруженностью.

С импортозамещением рынок возможностей расширился. Однако в нашей компании направление изначально было узкоспециализированным, и пока мы ищем новых заказчиков в нашей нише.

А еще рассматриваем возможности участия в программах поддержки IT-компаний.

О том, что все продолжается

Сказать, что кризис сыграл в нашу, пользу пока сложно: сейчас мы все еще погружаемся в работу в новых условиях. Главное — иметь спокойствие и хладнокровие для принятия осознанных решений.

Изменения глобальны и непросты, необходимо полностью пересмотреть свое мировоззрение, чтобы найти понимание, как жить дальше.

Источник: https://rb.ru/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019