Petroglif

«Думали, что быстро выйдем на стабильный доход, но оказались в убытке»: 6 ошибок, которые стоит учесть на старте

Молодые предприниматели часто полны ожиданий больших денег и успеха. Им хочется, чтобы все пришло быстро, и желательно сразу после регистрации бизнеса. В реальности все идет немного по-другому.

О том, как начинающим предпринимателям избежать ошибок и вывести проект на стабильный уровень, рассказывает Ирина Митанова — основатель бренда протеинового мороженого и веганских йогуртов «АйсКро».

Ошибка 1. Пытаться сделать бизнес идеальным с нуля

Однажды во время путешествия в Дубае я увидела необычное кафе-мороженое. Мне понравилось, как при подаче работник жонглировал шариками десерта, накладывая его в креманки. Тогда пришла идея создать нечто подобное в Москве — делать мороженое с необычной подачей.

Разумеется, сложности, которых мы не ожидали на старте бизнеса, не дали реализовать задуманное. Пришлось начинать с продажи обычного пломбира, и только позже удалось сделать продукт уникальным.

Первые неудачи зачастую выводят из строя начинающих бизнесменов. Однако тем, кто хочет серьезно заниматься предпринимательством, нужно быть готовым, что задуманное не всегда реализуется так, как хочется.

Совет

Начните с малого. Не пытайтесь сразу получить идеальный результат и протестируйте идею.

Один из способов это сделать — составить коммерческое предложение и отправить его потенциальным клиентам. По обратной связи сможете оценить идею, и стоит ли ее развивать.

Однако перед этим обязательно сделайте конкурентный анализ, чтобы понять, какие продукты уже есть на рынке и впишется ли ваш в эту «полку».

Ошибка 2. Создавать бизнес, который уже существует

Мороженое, которое мы продавали, ничем не отличалось от продукции конкурентов. Более того, оно было самым простым и совершенно не привлекало покупателей. Чтобы изменить ситуацию и увеличить продажи, пришлось полностью переделать продуктовую линейку.

Чтобы выделиться среди других компаний, мы проанализировали рынок и продумали концепцию бренда. Разработали нестандартную линейку протеинового, а потом и веганского мороженого без сахара. Это привлекло внимание и заинтересовало намного больше клиентов.

Совет

Проверьте идею на уникальность. Новый продукт обязательно должен иметь улучшенное качество или свойство.

Как вариант, можно создать услугу премиального класса, придумать оригинальную подачу или усовершенствовать формат — в любой нише всегда можно найти то, чего еще не существует.

Например, на рынке пищевых продуктов производители часто предлагают новые вкусы и придумывают необычные формы для давно известных товаров.

Так, у нас кефир, сметану и сгущенку называют «вефиром», «смеветаной» и «вегущенкой», потому что в отличие от привычных продуктов, в их составе растительное молоко.

Ошибка 3. Надеяться на большой доход сразу

Когда мы покупали цех по производству мороженого, нам сказали, что он приносит около 300 тыс. рублей прибыли каждый месяц. Надо ли говорить, что ожидания не совпали с реальностью? Те деньги, на которые мы рассчитывали, производство принесло только через три года.

Мы поняли, что все наши планы по прибыли и продажам были иллюзией, и эта проблема касается многих начинающих предпринимателей. Мало кто представляет, какие реальные вложения придется делать на старте, чтобы вывести проект хотя бы в ноль.

Повезло, что родные поддерживали финансово, иначе пришлось бы остаться в найме, чтобы обеспечивать себя материально. Например, мы с мужем жили на его доход, и это позволило полностью погрузиться в проект.

Совет

Не рассчитывайте, что бизнес будет сразу приносить деньги. Хотя бы на первые полгода нужно иметь подушку безопасности — дополнительный доход, материальную поддержку семьи или собственные накопления.

Последние должны быть как минимум равны шестикратной сумме ежемесячных расходов.

Ошибка 4. Ждать, что клиенты придут сами

В то время в Москве открылся торговый центр, где мы и решили разместить первую торговую точку.

Идея показалась удачной, потому что площадка находилась в хорошем месте и собирала много целевой аудитории — детей и туристов.

О приближающейся пандемии тогда еще никто не догадывался.

Обычно мороженое пользуется большим спросом летом, но у нас оказалось наоборот именно из-за местоположения. В теплое время года люди чаще гуляют по городу, а в помещения заходят реже — из-за этого мы уходили в минус. Зато зимой продажи росли.

В результате обе точки оказались убыточными и пришлось их закрыть.

Тогда мы сосредоточились на поиске сбытовых сетей, нашли крупных клиентов — «Сингапурские авиалинии» и «Азбуку вкуса». Первые сами нашли нас через сайт, где мы буквально за день до этого обновили информацию и контакты.

Совет

Подумайте, откуда брать клиентов. Я рекомендую начать разрабатывать каналы продаж еще до запуска проекта.

Например, отправляйте коммерческие предложения компаниям, для которых продукт или услуга могут быть актуальными.

Как можно больше проявляйтесь в медиа-пространстве, социальных сетях.

И обязательно заведите сайт — это значительно повысит шансы найти клиентов пассивно.

Ошибка 5. Вспомнить про финансовый план после банкротства

У нас до этого не дошло, однако потерять все деньги и сдаться еще до первой прибыли — стратегия большинства предпринимателей, которые уходят с рынка.

Бизнес предполагает гибкие решения, но все же стоит иметь план. Особенно финансовый.

Мы в первое время двигались вслепую — ожидали заработать большие деньги, но лишь примерно представляли, сколько потребуется вложить.

Чтобы купить маленький цех и две торговые точки, Катя, мой партнер, продала машину, а я заняла деньги у дедушки. Прибыли в первое время не было совсем — абсолютно все заработанные средства инвестировали в развитие предприятия.

Когда такая ситуация возникает неожиданно, хочется все бросить. Но если ваше намерение построить бизнес серьезно, выход только один — продолжать вкладывать.

Совет

Заранее рассчитайте финансовые результаты. Это не гарантия успеха, зато сильно облегчит ведение проекта.

Обязательно учитывайте примерные расходы на арендную плату, отчисления сотрудникам и подрядчикам, покупку сырья и расходных материалов.

Чтобы посчитать доходы, составьте условный план продаж — умножьте количество клиентов на частоту покупок и их стоимость. Эту сумму сопоставьте с расходами, чтобы выявить прибыль или убыток.

На всякий случай к сумме планируемых расходов заложите +20% — эта цифра может варьироваться, поскольку зависит от вида бизнеса.

Ошибка 6. Делать все самим, не имея опыта в бизнесе

Когда мы с партнером начинали бизнес, обе работали в найме. Я была хорошим маркетологом и продакт-менеджером, она — продажником, но никто из нас не имел опыта в предпринимательстве.

Мы подумали, что наших навыков достаточно для создания собственного дела, но это было не совсем так.

Нужно уметь разбираться во всех процессах подготовки продукта к выходу на рынок — от регистрации до продвижения. Это важно, чтобы эффективно управлять бизнесом, и особенно актуально в первое время, когда нет сотрудников и приходится все делать самостоятельно.

У нас ушло три года, чтобы вывести проект на стабильные цифры по прибыли. Этот путь можно было сократить в три-пять раз, будь с нами человек, который уже создавал свое дело.

Совет

Найдите наставника.

При выборе ориентируйтесь на реальный опыт человека в бизнесе. Сейчас много коучей, которые помогают достичь любых результатов в жизни, но у них иная задача — преимущественно мотивирующая.

Наставник же — это человек с твердыми результатами в том поле деятельности, в котором вы будете создавать бизнес. Он даст инструменты и рекомендации, чтобы разобраться в спорных ситуациях, а за счет опыта и знаний поможет сэкономить финансово и убережет от провалов.

Заключение

И последнее — выбирайте бизнес, который будет действительно по душе. Это очень простой, но важный совет.

Если с самого начала будете вкладывать в дело, которое интересно, у вас будет много энергии, работоспособности и готовности решительно действовать.

А это дает даже больше гарантий на успех, чем расписанный бизнес-план.

Источник: https://rb.ru/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019