Petroglif

Просрочка в магазине: штрафы и ответственность за просроченный товар

Продажа просрочки в магазинах может иметь последствия в виде штрафов и судебных исков. И это помимо потери лояльности потребителя, который может написать жалобу и просто перестать делать здесь покупки. Разбираемся, что делать, если покупатель обнаружил просрочку в вашем магазине.

Указание срока годности обязательно должно быть на еде, косметических средствах, парфюме, бытовой химии, медицинских препаратах. Помимо последнего дня, когда товар пригоден к употреблению, на упаковке может быть указан срок, в течение которого допустимо использование после вскрытия упаковки. При этом нужно учитывать временной запас на безопасное использование товара потребителем с момента продажи до истечения срока годности. Зачастую этим правилом пренебрегают.

Если вы производитель, то обязаны самостоятельно указать сроки годности на своей продукции. Нормы для основных продуктовых категорий установлены в СанПиН 2.3.2.1324-03.

Ответственность за продажу просрочки в магазине

Помогли разобраться эксперты Эвотора

Согласно Кодексу об административной ответственности РФ держать на витрине просроченный товар нельзя. Запрет подтверждается пятым пунктом первой главы закона «О защите прав потребителей». Владелец магазина должен своевременно изъять просрочку.

Чтобы продавец понёс ответственность за просроченный товар, его необязательно должны купить. Покупатель может просто заметить данный факт на витрине и обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Также он может предоставить надзорным органам фото или видеодоказательства по своему усмотрению.

Если же покупатель отравится вашим товаром, то последствия будут ещё плачевнее. Дело может дойти до суда. При любом варианте — проверок и штрафов магазину не избежать. В худшем случае — торговое заведение обяжут приостановить деятельность.

Штраф за продажу просроченного товара установлен статьёй 14.4 КоАП РФ и предусматривает следующие варианты:

- 1000-2000 рублей для физических лиц (в том числе в статусе самозанятых), при повторном выявлении — 2-5 тыс. руб.

- 3000-10000 рублей для должностных лиц, повторно: 7-15 тысяч. Также сотрудника могут отстранить от должности на 1 год.

- Индивидуальному предпринимателю грозит штраф в размере 10-20 тысяч, повторно — 15-30 тыс.руб. При этом суд имеет право конфисковать товар с выявленными нарушениями.

- Максимальное наказание предусмотрено для юридических лиц — 20-30 тысяч рублей. Если компания попадётся дважды, с неё взыщут от 30 до 50 тысяч и изымут предмет правонарушения.

Штраф магазину за просроченный товар выписывает суд. Делается это на основании обращений граждан и проверки сотрудниками Роспотребнадзора (которые фиксируют нарушения в специальных актах).

Уголовная ответственность применяется в случае, если продажа просрочки угрожает (или уже нанесла) вред здоровью и жизни населения. Основные тезисы прописаны в 238 статье Уголовного Кодекса.

Как могут наказать продавца:

- Штрафом до трёхсот тысяч рублей.

- Взысканием штрафа в размере нескольких заработных плат виновного сотрудника (максимальное взыскание — сумма зарплат за последние 2 года).

- Привлечением к исправительным работам продолжительностью до 360 часов.

- Лишением свободы сроком до 2 лет.

Утяжеляющими обстоятельствами в глазах суда станут:

- Предумышленное действие в сговоре нескольких лиц.

- Если целевая группа просроченной продукции — дети младше шести лет.

- Если употребление просрочки причинило тяжкий вред или смерть пострадавшему.

- Если товар повлёк гибель двух и более лиц, то правонарушитель может лишиться свободы сроком до 10 лет или быть привлечён к исправительным работам в течение 5 лет.

Действия продавца и покупателя при обнаружении просрочки в магазине

Основная задача продавца — вовремя отслеживать годность товаров, находящихся на витрине и складах. Закон о просрочке продуктов в магазине предусматривает только один вариант развития событий: продукция должна быть убрана. Продать её со скидкой или по себестоимости не получится.

Дальше есть три пути:

- Утилизация.

- Вернуть поставщику (если есть договор, предусматривающий возврат непроданной продукции по истечению сроков).

- Отдать на перепродажу в виде корма для животных (законодательно относится не ко всем категориям).

Несмотря на привлекательность второго варианта, поставщики крайне редко идут на подписание договора с такими условиями. Кроме того, в 2018 году был введён запрет на такие контракты между поставщиками и представителями розничной торговли на скоропортящуюся продукцию. Если срок её реализации меньше тридцати дней, то поставщик имеет законное право не принять товар обратно. Под запрет попадает большая часть молочки, хлеб, колбасы, сыры, фрукты и многое другое. Возмещать затраты на утилизацию он тоже не обязан.

Как оформить возврат денег покупателю за просроченный товар

Если покупатель купил просроченный товар в магазине и настроен решить вопрос мирно, то согласно статье 18 Закона № 2300-1 от 7 февраля 1992 г. и 503 статье Гражданского Кодекса он имеет право:

- Обменять на такой же или аналогичный (по стоимости и характеристикам).

- Запросить возврат денег за просроченный товар.

При этом продавец не имеет права отказать потребителю, даже если утерян чек, нарушена целостность упаковки или товар частично употреблён. Произвести возврат (обмен) можно по устному требованию покупателя или же по его письменному заявлению (составляется в двух экземплярах на имя директора магазина в свободной форме).

Что потребитель должен указать в заявлении:

- Название магазина.

- Название товара.

- Указать дату покупки и сроки годности, указанные на упаковке.

- Особенности товара (состояние упаковки, вес и другое) — на усмотрение составителя.

- Выбранный им вариант решения проблемы: обмен или возврат.

- Подпись с расшифровкой, дату составления.

Один экземпляр остаётся у сотрудника торговой точки, второй отдаётся потребителю (с отметкой принявшей стороны).

Если срок годности нормальный, но продукт испорчен

Бывает и такое, что потребитель вскрыв упаковку с нормальными сроками, обнаруживает под ней запах или вкус, явно указывающий на непригодность. Причина может быть в нарушении условий хранения в магазине или же в ошибках поставщика: неправильно хранил, перевозил, изготовил с нарушением технологии. При нежелании производителя решить вопрос мирно потребуется проведение экспертизы, составление судебной претензии.

Продавец в праве предъявить претензию поставщику, но ответственность перед покупателем в любом случае ложится на его плечи. Даже если магазин откажет в возмещении средств, а потребитель обратится с иском в суд, то существует практически стопроцентная вероятность, что судья встанет на сторону истца.

Как списать продукцию с истёкшими сроками

При обнаружении просроченного товара, его нужно не только убрать с витрины, но и списать. как правило, в магазине должна быть инструкция по проведению процедуры списания. в ней прописываются все действия ответственного лица, сроки и порядок утилизации, обязательные документы. обычно оформляются приказ и акт списания.

Что должно быть в приказе:

- Дата составления, номер документа.

- Причина.

- Сроки, в которые мероприятия должны быть произведены.

- Информация об ответственном лице: ФИО, должность.

- Обязательно ставится подпись руководителя и пометка «Ознакомлен» ответственным за исполнение специалистом.

Акт — двусторонний документ, который составляют в трёх экземплярах: для бухгалтера, списывающего отдела и материально ответственного лица.

На первой стороне акта указывают:

- Число, когда поступила продукция.

- Номер транспортной или товарно-транспортной накладной.

- Дата и причина списания.

На обратной стороне прописывают:

- Название товарных позиций, код, стоимость.

- Сумму по всем пунктам.

Если сумма списания значительна, компания вправе провести стороннюю экспертизу, которая позволит уменьшить уплачиваемый налог на прибыль. Для этого понадобится предоставить обоснование списания и внутренние документы: приказ и акт.

Как избежать проблем с просрочкой

Работайте с сотрудниками.

Проведите инструктаж с сотрудниками зала, на котором объясните правила поведения в конфликтной ситуации. Важно, чтобы они сохраняли спокойствие и самообладание, даже если оппонент настроен категорично. Скандал не повысит репутацию заведения, особенно если свидетелями станут другие посетители магазина. Сотрудник должен уметь предложить адекватный выход из ситуации.

Назначьте ответственное лицо.

В должность продавца или мерчендайзера обязательно входит регулярная проверка свежести того, что представлено на полках. Установите частоту проверок и ответственное за них лицо (пропишите это в должностной инструкции). В крупных торговых сетях такая должность называется директор по свежести. Регулярно проверяйте, как соблюдаются предписания.

Пересмотрите объёмы закупок.

Если определённые позиции регулярно остаются нераспроданными в течение срока годности, то стоит уменьшить количество закупок.

Не идите на конфликт.

В случае обнаружения испорченного продукта потребителем незамедлительно предложите замену или возврат уплаченных средств. Доводить дело до письменных претензий не стоит — закон в любом случае окажется на стороне истца.

Подытожим:

Ответственность за продажу просроченного товара всегда ложится на плечи продавца.

Продавец обязан обменять товар или вернуть за него деньги покупателю даже без кассового чека.

Сделать возврат или обмен можно по устному заявлению, но лучше иметь под рукой шаблон для письменного заявления.

Если продукт скоропортящийся, поставщик не обязан принимать его обратно, возмещать убытки или затраты на утилизацию.

За продажу просроченного товара грозит штраф или уголовное наказание в зависимости от нанесенного ущерба.

Если покупатель хочет вернуть или обменять купленный просроченный товар, лучше пойти ему навстречу и не доводить до претензий и исков — высок риск проиграть.

Автор: Таня Рудюк

Редактор: Варвара Ермилова

Источник: https://zhiza.evotor.ru/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019