Petroglif

Ритейл в эпоху бифуркационных трендов

В эпоху проверки на прочность персональных ценностей каждого из нас, мы решили сделать фокус на текущие тренды, которых не было заметно еще какой-нибудь месяц назад.

Здравствуйте Дорогие Сограждане. В эпоху проверки на прочность персональных ценностей каждого из нас, мы решили сделать фокус на текущие тренды, которых не было заметно еще какой-нибудь месяц назад. Мы можем видеть будущее, но мы не можем видеть точные события, при помощи которых мы в него попадаем. Однако, мы способны улавливать даже самые слабые сигналы так называемых бифуркационных точек (точки, в которых невозможно предсказать исход события).

Частичная мобилизация затронула все слои торгового сообщества: поставщиков, подрядчиков, смежные бизнесы, и сами торговые сети. По поступающим данным, ситуация у поставщиков и подрядчиков более критичная. Количество занятых там выше, и, соответственно, деструкция проникает туда быстрее. Неожиданное вымывание сотрудников, однозначно, не улучшит ситуацию по сдерживанию себестоимости. В крупных торговых сетях сейчас очень важен вопрос, как поведут себя СБ-шники. Как было описано в нашей последней статье, вопрос об избавлении сотрудников ритейла от мобилизации является четкой компетенцией СБ. Но СБ может повести себя по-разному. В одних сетях повестки тормозят, в других хитро просят зайти в отдел кадров и “подписать документы”. СБ может сработать в интересах компании и оградить сотрудников и бизнес, а может и сработать в своих собственных интересах и сдать всех “нелояльных” и “мешающих”. Проблема заключается в том, что психологический профиль каждого начальника СБ в разных сетках очень разный. Там никто не работал над исторической, геополитической, и корпоративной идеологией восприятия. Как они себя поведут, и что именно будут делать в первую очередь, не знает даже собственник бизнеса. Добровольцами точно не уйдут.

Резко начинает играть проблема с логистическим транспортом. Во всей торговле грузовики были закуплены европейские. Им нужны запчасти, поступление которых сильно затрудняется. Через несколько месяцев, когда настанут холода, проблема станет критической. Спасает только то, что проблема в равной степени влияет на всех, хотя крупные игроки могут перетягивать большие лоты транспорта на себя. В этот период необходимо однозначно убрать штрафы за опоздание по времени. Большое количество ЖД-трафика отошло под военные нужды, что тоже создает некоторые задержки, хотя наша торговля в основном использует автотранспорт. Альтернативные каналы поставки запчастей для европейских грузовиков пока не налажены.

Частичная мобилизация фактически активировала потребительское поведение времен Ковида. Понимающие люди обязательно сократят количество своего личного перемещения на открытом воздухе, а это означает, что у Он-лайнеров появляется исторический шанс полностью выдавить классические магазины с лидерских мест. По продолжительности действия данный эффект может продлиться намного дольше Ковида. В связи с отъездом значительного количества молодых граждан, неминуемо просядут продажи “молодежного” ассортимента. У кого были грамотно сделаны отчеты о профиле покупателя, можете посмотреть, что это за ассортимент, и выстроить компенсационную стратегию. У кого нет — привет вашим рынковедам. Насколько просядут продажи мы увидим уже по итогам 3-го квартала, а полную квартиру сможем лицезреть только по итогам 4-го.

Генеральный экзамен — что делать с дорогим ассортиментом, который становится дороже и дороже, сложнее и сложнее в логистике? Когда мы первый раз написали о том, что пора рассылать зондер-команды по странам-друзьям, мы знали, что это было уже поздно. Если вы не завершили выстраивание альтернативных цепочек тогда, то сейчас уже даже не стоит начинать. Вопрос этот с секретом, и его очевидное решение является неправильным. Верхний ценовой сегмент нужен всегда — это закон. Вопрос только в его ценовых границах и наполнении. Самое интересное, что неправильное наполнение нижнего ценового сегмента, может убить жизнь верхнего. Это единый организм, который проектируется и корректируется только как единое целое. Соответственно, если ситуация заставляет менять верхний ассортиментный сегмент, то менять нужно все и сразу. Как это сделать правильно? — А вот здесь начинается проверка на то, как вы занимались “категорийным менеджментом” последние 5 лет и какую кадровую политику вели. Если у вас в закупках потопталось СБ, то шансов подкорректировать верхний сегмент практически нет. Это означает, что ваш верхний сегмент опять, как в конце девяностых, уплывет в Азбуку Вкуса, а вы будете продавать нарезные батоны и кефир. Чтобы дать подсказку, нужно расписать страниц сто, поэтому обращайтесь в индивидуальном порядке. Здесь же хотим вам просто напомнить, что сейчас нужно держать постоянный управленческий фокус на верхний ценовой сегмент. Прямо сейчас у вас там начинают фрагментарно исчезать нужные и полезные товары, либо их цена начинает раскачиваться в асинхронном порядке (в отношении к нижним сегментам), что тоже неминуемо приведет к потере этих СКЮ. Также, очень важная вещь — сдерживать натиск отдела продаж, который будет вопить “все дорого, ничего не продается”. Если Генеральный Директор не помогает грамотно сдерживать этот натиск, то катастрофа обеспечена. Грамотно в данном случае, это когда есть баланс между требованием выполнить план любой ценой и помощь отделу закупок в сдерживании операционистов от переваливания проблем в закупки.

Как мы можем видеть, тренды понятные и ожидаемые. Дальнейшее их развитие будет зависеть от повторяемости частичной мобилизации, либо от перехода к полной.

Наверное, в таком же режиме наши деды строили ДнепроГэс и Магнитку. Бессмысленно предъявлять претензии к течению исторического времени — нужно действовать быстро и грамотно.

Источник: https://top-retail.net/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019