Petroglif

Как оформить возврат товара от розничного покупателя: законы и документы

Рассказываем, как оформить возврат покупателю за качественный и некачественный товар, какие проводки сделать и что написать в книге КУДиР.

Право вернуть товар и получить назад уплаченную за него сумму гарантирует ГК РФ и закон «О защите прав потребителей». Несмотря на наличие в каждом из документов пункта о праве на обмен, большинство покупателей предпочитает полный возврат денежных средств.

Судебная практика по вопросам защиты интересов потребителей стоит всегда на их стороне. Из-за это многие покупатели активно злоупотребляют положениями ФЗ-2300-1, занимаясь откровенным потребительским экстремизмом.

И все равно проще сразу вернуть деньги и не ввязываться в разбирательства. Это быстрее, дешевле и не вредит репутации, главное правильно все оформить.

В случае отказа продавцу присуждают оформление возврата по закону плюс неустойку за просрочку и штраф за отказ добровольно удовлетворить требования покупателя в размере 50% от требуемой суммы.

Предъявлять чек на возвращаемый товар не обязательно — достаточно иных доказательств: гарантийный талон, фирменная упаковка, показания свидетелей. Процедуры приема и выплаты средств за возвращенный качественный и не качественный товар различаются.

Возврат некачественного товара

Брак нужно доказать. Закон предусматривает проведение экспертизы за счет продавца. При выявлении вины покупателя в порче товара после покупки последний обязан компенсировать стоимость экспертизы, покупка при этом возврату не подлежит.

Если экспертиза докажет производственный брак, то придется компенсировать стоимость покупки и причиненной ее эксплуатацией ущерб. Последний должен быть документально подтвержден. Таковым признается, например, аренда автомобиля на период проведения экспертизы в отношении бракованной машины.

При получении от покупателя товара для проведения экспертизы на предмет брака оформляется передаточный акт в двух экземплярах. Его можно составить в свободной форме, важно отразить, что именно принято на экспертизу, для какой цели и на какой срок. Для технически сложных товаров закон предусматривает предоставление покупателю во временное пользование аналогичного изделия, передача которого тоже оформляется актом.

После получения результатов экспертизы принимается решение отказать покупателю или удовлетворить его заявление. Во втором случае документы оформляются по схеме для возврата не в день покупки (см. ниже).

В качестве компенсации за брак покупатель вправе требовать:

- Замены на такой же товар или другой марки, но с теми же характеристиками. При разнице в стоимости он производит доплату или вы возвращаете излишне оплаченные средства.

- Скидку за брак. Если он не существенен, легко устраним и не препятствует нормальной эксплуатации, то снижение цены и выплата разницы вполне может устроить.

- Компенсации услуг по ремонту или бесплатного устранения недостатков.

- Полная компенсация покупки.

Многие крупные продавцы, не желая долгих разбирательств, закрывают глаза на свое право не принимать к возврату испорченный покупателем товар. Они оформляют брак, проведя осмотр и тестирование своим силами, и предлагают обмен или выплату средств без экспертизы, но такие возможности есть далеко не у всех.

Реализация продукции с небольшими дефектами, не препятствующими эксплуатации, проводится по сниженной цене с обязательным уведомлением покупателей о характере брака. Вернуть такую покупку невозможно — покупатель заранее знает о дефекте и сознательно делает свой выбор.

Возврат качественного товара

Качественные изделия можно вернуть даже при отсутствии существенных причин. Исключение: товар, входящий в перечень невозвратных товаров, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 2463 от 31.12.2020 г., вернуть нельзя.

При возврате должны соблюдаться одновременно следующие условия:

- возврат проводится в течение 14 дней с момента покупки;

- с полным сохранением товарного вида;

- с отсутствием следов эксплуатации.

Нарушением товарного вида считается срезанная этикетка, отсутствующая пуговица, потертости на обуви — все то, что свидетельствует об эксплуатации. За такой товар деньги не возвращают. Превышение 14-дневного срока хотя бы на сутки также лишает покупателя права на возврат. Если с потребительскими свойствами и сроком все нормально, продавец обязан выполнить требование покупателя по обмену или выплате средств.

Документальное оформление возврата от покупателя

Просто принять назад покупку и выдать деньги без документов нельзя. Товар нужно оприходовать назад на склад (в случае с качественным), списать как брак или вернуть поставщику (в случае с некачественным). Деньги покупателю выдаются из кассы, а для каждой расходной операции нужен документ. К тому же малейшее несоблюдение предписанной законом процедуры чревато жалобами клиента в надзорные органы, проверками и штрафами.

Оформление в день покупки

Нередки случаи, когда после покупки в вашем магазине покупатель посетил соседний и, сравнив цену, требует возврат. Право на это у него есть по закону. Вернуть деньги ему нужно следующим образом:

- Заполнить накладную на внутреннее перемещение товаров в 2 экземплярах (форма ТОРГ-13) с указанием ФИО покупателя в качестве «Отправителя» и продавца в качестве «Получателя». Документ подписывается обеими сторонами. Продавец на его основании корректирует товарный учет, а покупатель получает гарантию возврата средств.

- Составить акт о возврате денежных средств по форме КМ-3 (DOCX).

- Выплатить возвращаемую сумму из той кассы, которая изначально приняла оплату и пробила чек. Делается это до снятия Z-отчета.

- Отразить выплаченную сумму в журнале кассира-операциониста и оформить справку-отчет. Если организация работает через онлайн-кассу, то журнал кассира можно не вести.

При наличии в торговом зале нескольких касс в конце смены старший кассир составляет сводный отчет и указывает в нем возвраты по каждой.

Оформление в другой день

Большая часть возвратов приходится далеко не на день покупки. Обычно покупатель приносит товар назад, хорошо рассмотрев его дома, попробовав в действии или примерив. При выполнении трех описанных выше условий его придется принять и вернуть деньги в полном объеме. Оформляется это следующим образом.

Заявление на возврат

Его пишет покупатель в свободной форме (DOCX), но с обязательным указанием своих паспортных и контактных данных, наименования и стоимости товара. Указывать причину и прикладывать кассовый чек необязательно.

Доказать покупку именно в вашей торговой точке может не только чек, но и фирменные этикетки, упаковка, свидетели.

Накладная по форме ТОРГ-13

Документ на внутреннее перемещение товара нужен для его учета и дальнейшей реализации.

Выплата средств

Проводится в течение 3 дней после регистрации заявления. По возможности лучше это сделать сразу. Деньги выплачиваются из главной кассы, если в торговой точке их несколько (возврат из операционной производится только в день покупки до закрытия кассовой смены).

Оформление расходного кассового ордера

Обязательно — с регистрацией ордера в кассовой книге. Покупатель в нем обязательно расписывается. Если у вас ИП, то РКО выписывать необязательно.

Тщательно проверьте возвращаемый товар. Многие покупатели практикуют покупки одежды, обуви, аксессуаров на один выход, после чего спокойно сдают вещи в магазин. Но даже при аккуратном обращении следы утюга, стирки, пятна пота, косметики, зацепки, затяжки и прочие свидетельства эксплуатации всегда остаются. Обнаружив следы эксплуатации, вы имеете полное право отказать в оформлении возврата.

Как правильно оформить возврат в интернет-магазин

Работа интернет-магазинов подчинена положениям ст. 26.1 «Закона о защите прав потребителей» о правилах дистанционной продажи товаров. Касательно правил возврата качественной и некачественной продукции все аналогично общим требованиям: через заявление клиента и оформление документов одним из вышеописанных способов.

Разница в способе и сроках. О них интернет-магазин обязан проинформировать покупателей на своем сайте, предоставить ее в пункте выдаче или в документе, подтверждающем факт передачи товара. Эта информация обязательно должна включать данные о месте приема возвратов, режиме работы данной точки, максимальном сроке, правилах перевода денежных средств.

В соответствии с п. 4 ст. 26.1 ФЗ-2300-1 покупатель вправе отказаться от товара, приобретенного через интернет, в любое время до его получения и в течение 7 дней после. По закону этот срок увеличивается до 3 месяцев при условии, что вы не предоставили покупателю сведения о правилах возврата, но это придется доказать.

Многие интернет-магазины добровольно предлагают гораздо более длительные сроки. Например, вернуть товар в Wildberries можно в течение 21 дня с момента его получения, в La Redoute — в течение 90 дней. Это делается в качестве расширения конкурентных преимуществ и повышения лояльности к покупателям.

Важно! Если клиент оплатил доставку, то при возврате ее стоимость не возвращается. Компенсируется только стоимость самого возвращенного товара.

Как правильно вернуть деньги: наличными или на карту

Деньги принято выплачивать тем же способом, которым они были получены.

Если оплата изначально осуществлена наличными, то и возврат производится наличными, если картой, то на карту. Это делается для соблюдения кассовой дисциплины.

При этом изменение способа расчета возможно, но только если покупка совершена за наличные. Например, в кассе продавца средств недостаточно или покупатель сам желает получить их на карту. В этом случае он пишет заявление с просьбой перевести возвращаемую сумму на его карту и указывает банковские реквизиты.

Но если покупка оплачена картой, то возврат производится строго на ту же карту, и получить вместо перевода наличные невозможно. Это требование закреплено в Официальном разъяснении Центробанка № 34-ОР от 28.09.2009 г.

При разбивке платежа на наличные и безнал возврат производится тем же способом, что и изначальная оплата: часть суммы возвращается из кассы, а часть на карту.

Учёт возврата от покупателя

Возврат качественного и некачественного товара помимо выплаты покупателю средств имеет также бухгалтерские и налоговые последствия.

Бухгалтерские проводки

Розничные покупатели — это физлица, не являющиеся плательщиками НДС. При возврате на склад качественного товара в бухгалтерии делаются следующие проводки:

Дт 90.02.1 Кт 41.01 — приход возвращенного товара на склад;

Дт 62.01 Кт 90.01.1 — корректировка выручки в связи с выплатой денег покупателю;

Дт 90.03 Кт 19.03 — корректировка НДС по данной позиции.

В 1С все это оформляется через сервис «Возврат товаров от покупателя», далее через «Продажу, комиссию» и «Реализацию».

Корректировка НДС

Для правильного учета НДС после возврата от розничного покупателя делается следующая проводка в бухгалтерии:

Дт 68.02 Кт 19.03 — она отражает принятие к вычету суммы налога по возвращенному товару.

В 1С НДС выравнивается через «Формирование записей книги покупок». Найти эту форму можно через «Операции», далее «Закрытие периода» и «Регламентные операции НДС». В открывшейся форме заполняется вкладка «Приобретенные ценности». В «Виде ценности» указывается возврат и код операции «16» (для покупателей-неплательщиков НДС).

Корректировка УСН

Плательщикам УСН после принятия возврата и выплаты денежных средств необходимо скорректировать сумму доходов. В КУДиР возвращенная покупателю сумма указывается со знаком «–». Учтенная в «Расходах» себестоимость проданных товаров тоже подлежит корректировке — ее тоже указывают в КУДиР с отрицательным значением.

Что будет, если отказать в возврате

Нарушение положений ГК РФ и «ЗОП» (ФЗ-2300-1) в отношении приема возвратов от розничных покупателей чревато наложением санкций в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ. Этим нормативом предусмотрен штраф для должностных лиц — 4000–5000 руб., для юрлиц и ИП — 40–50 тысяч руб. Инициатором санкций является Роспотребнадзор по результатам проверки. Она проводится по жалобе покупателя.

Если разбирательство с некачественным товаром дойдет до суда, при малейшем основании в пользу потребителя суд занимает его позицию. Затягивание вопроса с возвратом рассматривается как нарушение сроков предоставления качественного товара.

В итоге помимо компенсации стоимости товара присуждается неустойка из расчета 3% в день от стоимости товара за каждый день просрочки (ст. 28 ФЗ-2300-1) плюс штраф в размере 50% стоимости спорного товара (ст. 13 ФЗ-2300-1) за неудовлетворение требований в добровольном порядке.

Подытожим:

Любой покупатель имеет право вернуть товар, даже если он надлежащего качества, но с определенными ограничениями.

Суд обычно встает на сторону потребителя, поэтому лучше сделать возврат, чтобы не попасть на штрафы и иски.

Чек для обмена и возврата не требуется. Доказать покупку может этикетка или свидетели.

Товары надлежащего качества можно вернуть как в день покупки, так и через несколько дней после нее.

Любое действие с возвращаемым товаром должно быть документально оформлено: акт приема-передачи в случае экспертизы, заявление покупателя на возврат, ТОРГ-13 и шаблоны других документов должны быть под рукой.

Деньги выплачиваются тем же способом, которым они были получены. Если оплата изначально осуществлена наличными, то и возврат производится наличными, если картой, то на карту.

Сроки возвраты товаров могут различаться в зависимости от способа покупки — в интернет-магазинах срок может быть дольше, а перечень возвратных товаров — иным.

Если разбирательство с некачественным товаром дойдет до суда, последний при малейшем основании в пользу потребителя занимает позицию последнего.

Автор: Кристина Ерохина

Источник: https://zhiza.evotor.ru/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019