Petroglif

Оптимизация на полке: магазинам премиальных товаров грозит волна закрытий

Покупатели отказываются от дорогих продуктов, переходя на более дешёвые аналоги. Из–за этого уже в следующем году, возможно, начнут закрываться магазины премиальных торговых сетей.

Рост цен и сокращение импорта не могли не повлиять на потребительское поведение. Многие стали активно экономить и отказываться от продуктов с высокой добавленной стоимостью, переходя на более дешёвые товары. Директор бизнес–направления "М–Ромир" Ксения Пайзанская отмечает, что, по данным их исследований, в последние месяцы прослеживается умеренная динамика среднего чека как в секторе FMCG, так и вообще на любые товары в целом. Относительно прошлого года динамика остаётся на уровне значительно ниже инфляции, даже с учётом замедления последних месяцев. Это может сигнализировать о постепенной структурной адаптации покупателей к новой реальности рынка.

Что–то подешевле

Аналитик исследовательской компании NTech Варвара Бондаревич отмечает, что основные группы FMCG–товаров за 8 месяцев 2022 года подорожали на 13, 95% по отношению к тому же периоду в 2021–м. В качестве повседневного спроса рассматриваются молочная и мясная категории. В молочной категории самое большое увеличение цены у йогуртов — на 23%, и масложировой группы — на 22, 8%. В мясной категории высокий рост цен показали охлаждённые растительные полуфабрикаты и замороженные полуфабрикаты из птицы — 32, 7 и 23, 7% соответственно.

Ожидается, что в дальнейшем цены на мясную продукцию будут сохраняться на текущем уровне. Однако какие–то товары продолжают дорожать — например, яйца и рыба.

Заметная тенденция последнего времени — рост спроса на собственные торговые марки сетей. Например, продажи СТМ в молочной категории в натуральном выражении выросли на 17, 8%. При этом товары собственных марок, ориентируемые на низкий ценовой сегмент, заняли лидирующие позиции. "Красная цена" и "Моя цена" уже занимают долю 30% от объёма продаж на молочном рынке СТМ. Варвара Бондаревич подчёркивает, что падение реальных доходов населения способствует росту потребления продуктов в среднем ценовом сегменте, а также продуктов более низкого качества.

С другой стороны, ассортимент начинает меняться и сокращаться. В исследовании NielsenIQ говорится, что за май–июль 2022 года на полки магазинов выведено более 13 тыс. новинок. Одновременно с этим 14, 5 тыс. товарных позиций были исключены из ассортимента. Так, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года общее число товаров, продающихся в магазинах, снизилось на 2, 3%.

"Одновременно с этим произошло и существенное вымывание ассортимента: если проанализировать показатели среднего SKU, оставшегося на полке, то его представленность в магазинах снизилась сразу на 7%. А значит, товары оставшихся брендов стали продаваться в меньшем количестве торговых точек", — зафиксировали в NielsenIQ.

Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин замечает, что меняется и стратегия подбора поставщиков. Теперь сети выбирают максимально оптимизированные товары по упаковке, весу, объёму.

Сложносоставные товары мало интересуют закупщиков, как и те позиции, которые ранее вводили ради более широкого ассортимента. То, что не оборачивается на полке, просто выводится.

Премиум уже не тот

В связи с этими тенденциями продажи премиальных сетей начинают снижаться. В сети магазинов "Азбука вкуса" отметили, что сейчас наблюдается массовый отток их потребителей из страны. При этом генеральный директор Petrova 5 Consulting Марина Петрова обращает внимание на то, что в сегменте "средний плюс" спрос остаётся достаточно стабильным, но намечается перераспределение внутри категорий. К примеру, сокращается потребление национальных молочных продуктов (тан, айран, кумыс и т. д.), но параллельно с этим наблюдается рост спроса на традиционные базовые позиции, такие как молоко и сливочное масло. Петрова уверена, что аудитория премиальных торговых сетей сократится, но средний чек не снизится. Прежде всего это связано с ростом цен как в текущем, так и в следующем году.

Варвара Бондаревич согласна с тем, что многие релоканты — это аудитория, обеспечивающая спрос в премиальных торговых сетях. Тем не менее в Москве сокращения таких торговых точек не предвидится, так как средний чек и потребности обеспеченных слоёв не изменятся. А вот люди с меньшим уровнем дохода будут выбирать более доступные магазины. Поэтому за пределами столицы риск закрытия премиальных сетей всё–таки присутствует.

Так, в Петербурге в отношении некогда крупной премиальной сети "Лэнд" уже не впервые разместили намерение обратиться в суд с требованием признать компанию банкротом. Согласно данным Федресурса, с намерением выступили кредиторы должника — ООО "Невская дистрибьюторская компания" и ООО "Система". Долги сети по поставкам продолжают увеличиваться так же стремительно, как и количество исков к ней.

Ранее сеть "Лэнд" в Петербурге была очень популярна, так как предлагала покупателям большое количество импортных товаров. Но с введением продовольственного эмбарго ассортимент пришлось изменить. Сейчас покупатели жалуются на то, что импорта в сети практически не осталось, а продукцию, которая есть во многих других магазинах, они продают с высокой наценкой. Поэтому эксперты рынка предполагают, что сеть может довольно скоро закрыться. Такие прогнозы, впрочем, уже не раз звучали на протяжении последних нескольких лет, но пока "Лэнд" продолжает работать.

Доживём до января

Из–за ухода многих зарубежных компаний из магазинов пропали некоторые продукты питания в ценовых сегментах "средний плюс" и "премиум".

Варвара Бондаревич рассказала, что в Российском союзе промышленников и предпринимателей отметили, что для замещения пропавшей продукции торговые сети налаживают поставки из стран Ближнего Востока и Азии и расширяют ассортимент российских брендов.

Михаил Лачугин утверждает, что продажи в премиальных сетях просели очень заметно. По его словам, средний чек снижается в обоих сегментах — и "премиум", и "средний плюс".

"Наиболее сложно “Азбуке вкуса”. Хотя компания старается развивать продажи собственной кулинарии сторонним покупателям, например на заправках или в других магазинах. Но из–за высокой цены не все готовы её покупать. “ВкусВилл” себя чувствует более уверенно за счёт онлайн–торговли. Но и в этой сети пересматривают ассортимент", — говорит эксперт.

Всё это делает реально возможным сокращение количества премиальных магазинов в Петербурге. Однако, вероятно, изменения на рынке начнутся уже в 2023 году, поскольку вряд ли ретейлеры станут закрываться перед пиковыми предновогодними продажами.

Источник: http://foodmarkets.ru/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019