Petroglif

Перемаркировка обуви по новым правилам в 2023 году

Обязательная маркировка обуви стартовала 1 июля 2020 года. Если у продавца к тому моменту оставались нераспроданные остатки, их можно было описать в «Честном ЗНАКе» по упрощенной схеме и получить для них уникальные коды. Такая возможность была доступна до 1 июня 2021 года.

В октябре 2022 года вышло постановление правительства о необходимости перемаркировки остатков обуви, введенных в оборот до 01.07.2020. Это вызвало множество вопросов у участников рынка. Для чего нужна перемаркировка, если на обуви уже есть этикетки с Data Matrix? Как получить новые коды и нужно ли за них платить? Какое оборудование понадобится? На эти и другие вопросы отвечаем в статье.

Зачем нужна перемаркировка остатков, введенных в оборот

Участникам отрасли, которые не успели распродать обувные остатки до июля 2020-го, было разрешено промаркировать их по упрощенной схеме. Для получения кодов маркировки (КМ) было достаточно указать в «Честном ЗНАКе» минимальную информацию об изделии:

- для кого предназначена обувь (мужская, женская, детская);

- способ ввода в оборот: отечественное производство или импорт (без указания страны);

- первые 2 знака ТН ВЭД (код товарной номенклатуры): для обуви — 64;

- ИНН компании или ИП — собственника товара.

При упрощенной схеме не нужно было предоставлять подробное описание для каждой пары. Пользуясь такой возможностью, многие участники рынка заказывали себе бесплатные КМ с запасом.

Согласно статистике ЦРПТ, со старта обязательной маркировки было выдано 3 млрд идентификаторов, введено в оборот — 2 млрд. По данным за III квартал 2022 года на остатке в «Честном ЗНАКе» числится порядка 1,5 млрд кодов. То есть за 2 года из оборота выбыло всего 500 млн пар обуви. Большая часть из оставшихся кодов — те, которые были выпущены на этапе маркировки остатков. Не все из них были использованы по назначению. КМ до сих пор перепродают другим участникам рынка и наклеивают на новые товары (не заявленные в «Честном ЗНАКе»).

В результате доля незаконного оборота обувной продукции не только не сократилась, но и продолжает расти. От этого страдают прежде всего производители и продавцы, которые ведут легальный бизнес и соблюдают требования «Честного ЗНАКа».

Минпромторгом было принято решение о перемаркировке остатков обуви, но уже по полному атрибутивному составу. То есть каждую пару нужно описать подробно. Это позволит посчитать реальное количество остатков и вывести из оборота лишние КМ, полученные по упрощенной схеме.

Перемаркировка остатков нужна еще и для того, чтобы покупатели при сканировании КМ получали подробную информацию о товаре и могли быть уверены в его подлинности и легальности продажи.

Правила и сроки перемаркировки обуви

Правительство РФ 19 октября 2022 года выпустило постановление № 1861, которое обязывает перемаркировать обувь с упрощенными КМ до 31 марта 2023 года. В документе сказано, что если на 01.03.2023 у участника оборота есть нереализованные остатки, необходимо предоставить по ним полную информацию в «Честный ЗНАК», получить и нанести на них новые коды маркировки.

Старые КМ будут аннулированы с 1 апреля. Если продавец реализует такую обувь (с упрощенным кодом) после дедлайна, его ждет штраф. Речь в постановлении идет только об остатках, которые:

- Введены в оборот до начала обязательной маркировки (до 01.07.2020).

- Уже промаркированы по упрощенной схеме (до 01.06.2021).

Если вы изначально описывали остатки по полному атрибутивному составу, заказывать новые коды не нужно!

Кто должен повторно маркировать остатки обуви

Это требование распространяется на всех участников рынка (импортеров, производителей, оптовых и розничных продавцов), у которых на балансе остались товары со старыми КМ, полученными по упрощенной схеме.

Перемаркировку выполняют собственники обуви. Неважно, кто вводил товар в оборот. Если права на него сейчас принадлежат вам, значит новые коды должны заказывать именно вы.

Что делать с обувными остатками без кодов маркировки

Для перемаркировки обуви участнику оборота нужно указать в «Честном ЗНАКе» старый код, полученный по упрощенной схеме. Без этого система не сгенерирует новые КМ.

Хранение, перевозка и реализация товаров без Data Matrix считается незаконной. То есть если у вас есть остатки без кодов, вы уже не сможете получить для них новые и легально продать такую обувь. Нереализованные товары нужно было промаркировать до 1 июня 2021 года.

Как избежать перемаркировки

Единственная возможность обойтись без повторной маркировки — успеть распродать все запасы со старыми КМ в ближайшее время. Но если вы не уверены, что реализуете эту обувь до 1 марта 2023 года, рекомендуем приступить к перемаркировке как можно скорее, особенно если у вас много таких товаров.

Что нужно для перемаркировки обуви в «Честном ЗНАКе»

Если участники оборота уже маркировали остатки, все необходимое для повторной процедуры у них есть. Напомним, что понадобится производителям, оптовикам и розничным продавцам для получения и нанесения КМ:

- электронная подпись (ЭП) — для авторизации и работы в личном кабинете на сайте «Честного ЗНАКа»;

- средство криптографической защиты (криптопровайдер), например, «КриптоПро CSP» — программное обеспечение для операций с ЭП;

- редактор этикеток — для создания и корректирования наклеек со штрихкодами Data Matrix; эти функции реализованы в некоторых товароучетных программах;

- 2D-сканер или терминал сбора данных со встроенным считывателем — для проверки нанесенных штрихкодов и регистрации всех действий с маркированным товаром (отгрузки, инвентаризации, продажи на кассе и т. д.);

- принтер этикеток с технологией прямой термической или термотрансферной печати.

Перед заказом КМ необходимо провести ревизию остатков, посчитать точное количество пар, проверить их на наличие «старых» штрихкодов. Учет маркированных товаров проще вести в специальной программе.

Нужно ли подключаться к системе электронного документооборота (ЭДО)

Все участники оборота обуви должны передавать данные о товародвижении в «ЧЗ» только через систему ЭДО. Производители и поставщики должны формировать универсальный передаточный документ (УПД) при отправке партии изделий оптовому или розничному продавцу. Сотрудники магазина, принимая товары, подписывают УПД электронной подписью, после чего информация о смене собственника автоматически поступает в «ЧЗ» через систему ЭДО.

Если поставщик передает партию перемаркированной обуви, он тоже должен сформировать УПД, указать в нем новые КМ для всех пар и отправить документ через ЭДО.

Как выполнить перемаркировку остатков обуви в «Честном ЗНАКе»

Для начала проведите инвентаризацию нераспроданных остатков и посчитайте количество пар, для которых требуется перемаркировка. Проверить коды можно с помощью мобильного приложения «Честный ЗНАК».

Отсканируйте КМ с каждой упаковки. Если в описании обуви указана краткая информация (род обуви, ИНН, способ ввода в оборот и два знака ТН ВЭД — 64), эту пару нужно перемаркировать. Если отображается полный список атрибутов — повторное нанесение Data Matrix не требуется.

Штрихкоды с сокращенным и полным набором данных невозможно отличить визуально. В любом случае вам понадобится 2D-сканер, ТСД или смартфон с мобильным приложением «ЧЗ».

Описание товаров в «Национальном каталоге»

Авторизуйтесь в личном кабинете «Честного ЗНАКа» и откройте вкладку «Национальный каталог» (находится на верхней панели). Нажмите кнопку «Добавить» и в выпадающем меню выберите «Техническую карточку товара».

Заполните обязательные поля карточки:

- код ТН ВЭД ЕАЭС;

- код ОКПД 2;

- полное наименование изделия;

- товарный знак.

Внимательно проверьте указанную информацию и нажмите «Подтвердить». Если вы допустили ошибку, карточку нельзя будет удалить вручную. Для этого придется отправлять запрос в службу техподдержки.

После подтверждения откроется полная форма карточки товара. Здесь нужно описать продукцию по полному атрибутивному составу:

- модель производителя (должна совпадать с информацией в сертификате или декларации соответствия);

- страна производства;

- 10-значный код ТН ВЭД ЕАЭС;

- вид обуви;

- материалы, использованные для изготовления верха, подкладки и низа обуви;

- товарный знак (при наличии);

- ИНН компании-производителя или импортера;

- цвет;

- размер в штихмассовой системе;

- название товара на этикетке (можно указать в свободной форме).

Если какая-то информация отсутствует, запросите ее у поставщика. Без этого перемаркировать товар не получится.

После заполнения всех полей нажмите «Отправить на модерацию».

Карточка отобразится в списке со статусом «Ожидает модерации». Проверка может занять до 1–3 дней. После модерации подпишите карточку с помощью ЭП и опубликуйте в каталоге.

Заказ кодов маркировки

Перейдите в раздел «Управление заказами» и нажмите кнопку «Создать».

В форме создания заявки выберите из списка товарную группу — «Обувные товары». В поле «Данные производства» укажите способ выпуска в оборот — «Перемаркировка». При необходимости укажите дополнительные сведения (необязательные для системы):

- идентификатор производственного заказа — обычно это порядковый номер накладной или других внутренних бухгалтерских документов;

- ИНН сервис-провайдера — если печать этикеток для маркировки выполняет сторонняя типография.

После ввода данных нажмите кнопку «Перейти к товарам» в правом нижнем углу страницы. На следующем этапе создания заказа необходимо указать сведения о продукции:

- код товара GTIN (присваивается при описании обуви в «Национальном каталоге»);

- способ формирования серийных номеров: автоматически (система генерирует их случайным образом) или самостоятельно пользователем;

- количество кодов маркировки (например, если модель обуви представлена в разных размерах и расцветках).

Если хотите получить КМ для разных товаров, нажмите кнопку «Добавить».

В одном заказе в веб-интерфейсе «Честного ЗНАКа» можно добавить не более 10 товаров.

Чтобы отправить заявку на эмиссию кодов, нажмите кнопку «Сохранить» и подпишите документ ЭП. Когда новые КМ будут выпущены и загружены в систему, в заказе появится статус «Доступен».

Один код маркировки стоит 50 копеек без учета НДС.

Ввод в оборот новых КМ

Теперь нужно сообщить в систему о том, что новые коды введены в оборот, а старые — выбыли. В разделе «Маркировка» откройте вкладку «Документы», нажмите «Добавить» и выберите пункт «Перемаркировка».

В форме создания нового документа укажите ИНН вашей компании и в качестве причины перемаркировки выберите строку «Выявлены ошибки описания товара».

Нажмите кнопку «Перейти на следующий шаг», укажите старые (упрощенные) и соответствующие им новые коды и сохраните изменения. Создание документа «Перемаркировка» автоматически вводит новые КМ в оборот. Никаких дополнительных сведений отправлять не нужно.

Теперь выгрузите КМ из системы, сгенерируйте на их основе штрихкоды Data Matrix, создайте этикетки и нанесите на товары.

Если не выполнить перемаркировку остатков обуви в установленные сроки, старые идентификаторы будут аннулированы. И законно продать товары с такими КМ вы уже не сможете. Нарушителей могут привлечь к административной ответственности с начислением штрафа до 300 000 руб. (за отсутствие КМ).

Источник: https://online-kassa.ru/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019