Маркировка БАД и антисептиков: когда начнется и как подготовиться
Биологически активные добавки и антисептики относятся к разным товарным группам, но обязательная маркировка для них может начаться в одно время. Пока проекты соответствующих постановлений находятся на стадии рассмотрения. Если документы примут в текущем виде, то уже с 1 апреля 2023 года на БАДы и кожные антисептики нужно будет наносить штрихкоды Data Matrix. А информацию об их вводе в оборот — передавать в «Честный ЗНАК» («ЧЗ»). В статье рассмотрим этапы внедрения и требования к маркировке БАД и антисептических средств, расскажем, как правильно к ней подготовиться, чтобы избежать штрафов.
Какие БАДы и антисептики подлежат маркировке и прослеживанию через «Честный ЗНАК»
Маркировка лекарств стартовала еще в 2019 году, и БАДов она тогда не коснулась. Теперь пришла очередь и биологических добавок. Они не относятся к лекарственным препаратам, хотя многие из них можно приобрести в аптеках. В список товаров, подлежащих маркировке, вошли:
- семена льна и льняное масло;
- дробленые шишки хмеля;
- морские водоросли;
- прочие растительные экстракты и соки (алоэ вера, розы, померанца и т. д.);
- рыбий жир и его фракции;
- прочие растительные масла (облепиховое, конопляное, тыквенное и т. д.);
- жиры и масла животного происхождения;
- глюкоза и сиропы на ее основе (без фруктозы);
- БАДы в виде пастилок и леденцов;
- продукты в брикетах, пластинах с содержанием орехов и зерна;
- добавки с какао для приготовления напитков;
- растворимые напитки на основе кофе, в том числе жиросжигающие;
- белковые концентраты;
- жевательные резинки без сахара или с его заменителем;
- смеси витаминов и минералов;
- специальные напитки для спортсменов в период интенсивных тренировок;
- лизин (аминокислота);
- лецитины и фосфоаминолипиды прочие;
- провитамины;
- биодобавки, содержащие культуры микроорганизмов.
Чтобы узнать наверняка, подлежат ли обязательной маркировке те или иные БАДы, рекомендуем проверить наличие кодов ТН ВЭД и ОКВЭД товара в списке идентификаторов из проекта постановления.
По второй группе (антисептикам) список включает всего 2 позиции:
- парфюмерно-косметическую продукцию с антимикробным действием для гигиены рук;
- дезинфицирующие кожные антисептики.
Противомикробное действие должно быть заявлено на потребительской упаковке средства.
Сроки внедрения обязательной маркировки БАД и антисептиков
Эксперимент по маркировке БАД стартовал 1 мая 2021 года, а антисептиков — тремя месяцами позже. Оба «пилота» закончатся 28 февраля 2023 года. А с 1 марта участники оборота товаров обеих категорий начнут регистрироваться в «Честном ЗНАКе», если не сделали этого ранее. После регистрации дается еще 15 дней для подготовки программно-аппаратных средств для отправки информации в «ЧЗ».
Такие сроки установлены в проектах постановлений (для каждой товарной группы разработан отдельный документ). Если в них не внесут никаких изменений, внедрение маркировки будет проходить по следующему графику (см. прикрепленный файл).
В 2022 году уже корректировали даты внедрения маркировки антисептиков и биодобавок. Поэтому сроки можно будет считать окончательными только после публикации соответствующих постановлений.
Что делать с остатками товаров без кодов маркировки
Нереализованные остатки БАДов, которые были введены в оборот до 01.04.2023, можно продавать без КМ до окончания их срока годности. При желании участники оборота могут маркировать эти товары вплоть до 31 августа 2023 года.
Антисептики, произведенные или ввезенные в РФ до 01.04.2023, разрешат продавать без КМ до 31 марта 2024 года включительно. После этой даты придется маркировать остатки и отчитываться об этом в «ЧЗ». Это требование распространяется на всех участников рынка: производителей, дистрибьюторов, оптовиков, розничные магазины, аптеки.
Как работать с обязательной маркировкой БАДов и антисептиков
Антисептические средства и БАДы прослеживаются через «ЧЗ» по тому же принципу, что и лекарственные препараты, духи, обувь и другие товары, подлежащие маркировке.
Логистическая цепочка начинается от производителя или импортера. Они отвечают за нанесение на товары уникальных идентификаторов Data Matrix. Требования по маркировке БАД и антисептиков распространяются на всех производителей и импортеров, независимо от того, входят они в Таможенный союз ЕАЭС или нет.
Остальные участники рынка (магазины, аптеки, оптовые продавцы) будут наносить КМ только в следующих случаях:
- если не успеют распродать остатки до установленных дедлайнов;
- если коды потеряются или повредятся и станут нечитаемыми для сканера.
Чтобы получить средства идентификации, производители и импортеры должны описать свои товары в «Национальном каталоге» системы «Честный ЗНАК», а затем отправить заявку на эмиссию кодов. При описании нужно указать обязательную информацию, которая будет зашифрована в коде маркировки БАД и антисептика:
- ИНН компании-производителя (импортера);
- полное наименование товара;
- товарный знак (при наличии);
- номенклатуру;
- область и способ применения;
- срок годности;
- форму выпуска и др.
Далее необходимо отправить заявку на эмиссию КМ. Готовые коды — выгрузить из личного кабинета «ЧЗ» и разместить на товаре одним из способов:
- на производстве с помощью этикеток;
- методом прямого нанесения;
- с помощью сервис-провайдера (сторонней организации, например, типографии, которая печатает этикетки с КМ).
После маркировки нужно сообщить в «ЧЗ» о нанесении кодов.
Следующие этапы в логистической цепочке:
Производитель отправляет партию товаров оптовому или розничному продавцу.
Оптовик или магазин/аптека проверяет коды маркировки (на каждой единице или групповой упаковке) и принимает продукцию. При выявлении расхождений с информацией из накладной — полностью или частично возвращает товары поставщику.
Магазин отправляет сведения о приемке в «ЧЗ». Требование об этом вступает в силу с 01.11.2023. С этой даты каждая поставка товаров должна сопровождаться отправкой универсального передаточного документа (УПД) через систему электронного документооборота (ЭДО).
В УПД указывают все КМ товаров в партии или GTIN с общим количеством кодов. Получатель (оптовик или магазин) заверяет УПД электронной подписью, информация о приемке автоматически отправляется в «Честный ЗНАК».
При продаже товара на кассе сотрудник магазина сканирует Data Matrix. «ЧЗ» получает информацию о выбытии товара и выводит КМ из оборота.
Данные о продаже отправляются в систему маркировки с кассы через оператора фискальных данных (ОФД).
Как подготовиться к маркировке БАДов, антисептиков и дезинфицирующих средств
Для работы с маркировкой БАД и антисептиков в первую очередь нужно зарегистрироваться в «Честном ЗНАКе». Для этого участнику оборота потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Она должна быть оформлена на руководителя предприятия или ИП. УКЭП предоставляется бесплатно в удостоверяющем центре ФНС или у его доверенных партнеров.
Для работы с электронной подписью на рабочем ПК необходимо установить программное обеспечение:
- средство криптозащиты (криптопровайдер), например, «КриптоПро CSP»;
- плагин для работы с УКЭП в веб-браузере, например, «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in» (для «КриптоПро CSP»).
Перед обращением в удостоверяющий центр нужно приобрести физический носитель (защищенный USB-токен) для записи и хранения средств УКЭП.
Подключение к системе ЭДО
Производители отправляют информацию о вводе товара в оборот через ЛК на сайте «ЧЗ», розничные продавцы отчитываются о выбытии через кассу. С 1 ноября 2023 года в систему нужно будет сообщать и о других этапах оборота — движении товара от одного собственника к другому. Для этого понадобится ЭДО, так как всем участникам придется отправлять и принимать электронные УПД с КМ.
Покупка 2D- сканера или терминала сбора данных
Сканер или ТСД нужен на каждом этапе товародвижения. Производители с их помощью проверяют коды перед отгрузкой партии, продавцы — перед приемкой. Для работы с двумерными штрихкодами не подойдет лазерный 1D-сканер. С чтением Data Matrix справляется только имиджер (фотосканер) или ТСД со встроенным 2D-считывателем.
Источник: https://online-kassa.ru/