Petroglif

Обязательная маркировка пива в 2023 году: последние новости

С 1 апреля 2023 года стартует обязательная маркировка пива. Эксперимент по мониторингу и прослеживанию этой продукции уже идет. Он закончится 28 февраля 2023 года, а уже с 1 марта участникам оборота пива и пивных напитков нужно регистрироваться в «Честном ЗНАКе» («ЧЗ»), если не сделали этого ранее. Для каждого этапа внедрения уже запланирована своя дата. Изменения ждут всех участников оборота: производителей, поставщиков, розничных продавцов и предприятия общепита.

В статье рассмотрим последние на сегодня новости об обязательной маркировке пива, расскажем, что она значит, для чего нужна и с какого числа начинается каждый этап внедрения.

Зачем нужна обязательная маркировка пива

Внедрение маркировки пива означает, что путь каждой бутылки от производства до продажи теперь будет контролироваться государством.

По данным ЦРПТ, около 12 % от объема слабоалкогольной продукции на российском рынке занимает контрафакт. А результаты исследований «Общественной потребительской инициативы» показали, что 16 % образцов пивных напитков выполнены с нарушением регламентов. Распространенные отклонения:

- отсутствие солода в составе;

- наличие консервантов и красителей;

- неправильное пенообразование и недостаточная пеностойкость;

- нехарактерный запах и вкус.

Система маркировки «Честный ЗНАК» совместно с ЕГАИС поможет сократить оборот контрафакта и повысить качество пивных напитков. Доходы легальных производителей возрастут за счет сокращения теневого рынка.

Что даст маркировка пива потребителям

Каждый потребитель сможет по штрихкоду проверить информацию о продукте. Для этого нужно установить на смартфон приложение «Честный ЗНАК». После сканирования кода Data Matrix на экране отобразится справка о производителе и составе пива.

Чем маркировка пива «Честный ЗНАК» отличается от ЕГАИС

Сейчас продавцы пива отчитываются в ЕГАИС о факте закупки товаров и ведут журнал учета розничных продаж по форме ФСРАР. Путь каждой отдельной бутылки не прослеживается.

Маркировка пива акцизными марками, как для крепкого алкоголя, технически невозможна из-за высокой скорости линии розлива: в первом случае она почти в 4 раза выше, чем во втором.

Если поставить оборудование для нанесения «акцизов», производительность сократится. Поэтому Минпромторг принял решение о маркировке пива уникальными штрихкодами Data Matrix и прослеживании каждой бутылки, канистры и кега от производства до продажи на кассе через «Честный ЗНАК».

ЕГАИС и «Честный ЗНАК» — две разные информационные системы. Но при внедрении обязательной маркировки пива они будут работать совместно. Онлайн-касса будет отправлять в «ЧЗ» информацию о продаже каждой бутылки. А из системы маркировки — в ЕГАИС.

Какие нормативные акты регулируют маркировку пива

Никаких законов о маркировке пива не существует. Эксперимент, который проходит сейчас, регулируется постановлением правительства № 204 от 17.02.2021. В нем прописаны сроки, правила и порядок проведения пилотного проекта, а также продукция, которая подлежит прослеживанию.

В ноябре вышло постановление № 2173 от 30.11.2022, которое вступит в силу 1 марта 2023 года. В этом документе утверждены окончательные сроки внедрения обязательной маркировки пива, пивных и отдельных слабоалкогольных напитков, а также правила работы с «Честным ЗНАКом». Кроме того он описывает порядок работ по новым правилам для производителей, импортеров, оптовиков, розничных продавцов и предприятий общепита.

Какое пиво и пивные напитки подлежат маркировке

Согласно постановлению № 2173, прослеживанию в «Честном ЗНАКе» подлежат напитки:

- солодовое пиво крепостью 0,5–8,6 % включительно;

- пиво крепостью свыше 8,6 %;

- пивные напитки;

- сидр и пуаре (грушевый сидр);

- прочие игристые и неигристые сброженные напитки с концентрацией спирта не более 7 %, в том числе медовуха.

Средства идентификации нужно будет наносить на напитки в кегах, алюминиевых банках, пластиковых и стеклянных бутылках.

Этапы и сроки внедрения обязательной маркировки пива

Внедрение маркировки в пивной отрасли будет проходить поэтапно и продлится до 2025 года. Начало запланировано на весну 2023 года, поэтому к работе по новым правилам нужно готовиться уже сейчас.

В постановлении № 2173 определены следующие сроки:

01.03.2023 - Для участников оборота открывается регистрация в системе «Честный ЗНАК». Производители и импортеры должны зарегистрироваться в системе не позднее 7 дней со дня начала деятельности, связанной с изготовлением или ввозом пива в РФ.

01.04.2023 - Производители и импортеры наносят коды маркировки (КМ) Data Matrix на пиво в кегах и передают сведения в «Честный ЗНАК» о вводе в оборот.

01.10.2023 - КМ наносятся на пиво и слабоалкогольные напитки в стеклянной и пластиковой потребительской упаковке. Сведения об этом отправляются в «ЧЗ».

15.01.2024 - Маркируется пиво в других видах потребительской упаковки (в алюминиевых банках).

Магазины и предприятия общепита отчитываются в систему о частичном выбытии пива, упакованного в кеги, при их реализации в розлив.

01.06.2024 - Розничные продавцы фиксируют выбытие пива (в любых видах упаковки) из оборота при продаже через онлайн-кассу.

Пиво в кегах без нанесенных средств идентификации можно будет выводить из оборота до 1 апреля 2024 года, напитки в потребительской упаковке — до 15 января 2025 года. Это значит, что до указанных дат необходимо реализовать (или списать) все запасы пива без КМ.

Для безалкогольного пива (крепостью до 0,5 %) разработан отдельный проект постановления о маркировке. Пока он находится на стадии рассмотрения. Если его примут в текущем виде, то маркировка для безалкогольного пива тоже начнется с 1 марта 2023.

Маркировка пива в кегах и бутылках: как будет выглядеть товарооборот

Производители и импортеры пива должны будут заказывать коды Data Matrix в «Честном ЗНАКе», вводить их в оборот и наносить на каждый кег, бутылку и банку. Идентификатор можно размещать:

- на потребительской упаковке;

- упаковке полимерного кега;

- групповой упаковке;

- этикетке;

- стикере.

Коды, полученные во время эксперимента по маркировке пива, будут действительны и после 1 марта 2023 года. Заказывать КМ повторно не придется.

Этикетки для маркировки можно печатать самостоятельно на производстве или с помощью сервисов-провайдеров (типографий).

При вводе пива в оборот производитель (или импортер) передает в систему отчет о нанесении средств идентификации, сообщает код маркировки для каждого кега (бутылки) или групповой упаковки.

При получении партии напитков дистрибьютор (или розничный продавец) должен проверить КМ и отправить информацию о приемке в систему «ЧЗ». Сделать это нужно не позднее 3 дней с момента перехода права собственности на товар. Участники рынка, использующие электронный документооборот, могут подавать сведения в форме универсального передаточного документа (УПД). Он должен быть завизирован электронной подписью (ЭП). Также зафиксировать приемку можно вручную в личном кабинете на сайте «Честного ЗНАКа».

Сроки перехода на поэкземплярный учет пока не определены. На первом этапе запуска обязательной маркировки для прослеживания пива будет использоваться объемно-сортовой метод. Это значит, что в систему можно отправлять информацию по целой партии, а не по каждой отдельной бутылке.

Причинами вывода товара из оборота могут быть:

- розничная реализация;

- утеря или кража;

- порча и т. д.

При розничной продаже для вывода пива из оборота используются онлайн-кассы. С 1 июня 2024 года продавцам нужно будет сканировать Data Matrix с каждой бутылки. Касса автоматически отправит в «Честный ЗНАК» информацию о том, что продукт был продан конечному потребителю.

В остальных случаях сведения о выбытии КМ нужно отправлять напрямую в систему маркировки через ЛК «ЧЗ».

Как правильно подготовиться к маркировке пива

Цифровая маркировка пива в России будет работать по стандартному и уже проверенному на других товарных группах алгоритму. Участникам оборота необходимо настроить бизнес-процессы с учетом требований «Честного ЗНАКа» и соблюсти ряд условий:

Оформить ЭП. Для этого руководителю предприятия (или ИП) нужно обратиться в удостоверяющий центр ФНС или к его доверенным партнерам, представить пакет документов и подать заявление. Подпись выдается бесплатно. Купить нужно только физический USB-носитель (токен) для ее хранения.

Установить на рабочий ПК средство криптозащиты. Это ПО непосредственно участвует в формировании подписи, обеспечивает целостность и конфиденциальность информации. Самый популярный криптопровайдер в России — ПО «КриптоПро CSP».

Загрузить специальный плагин для корректной работы с ЭП в веб-браузере. Например, для программы «КриптоПро CSP» — «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in».

Зарегистрироваться на сайте «Честного ЗНАКа», изучить инструкции по работе с маркировкой пива и пивных напитков.

Это общий список условий. Теперь рассмотрим конкретные требования для производителей, продавцов и других участников оборота.

Что нужно делать производителям и импортерам

Производители и импортеры отвечают за нанесение кодов и ввод маркированных товаров в оборот. Им необходимо вступить в ассоциацию «ГС1 РУС». В личном кабинете на сайте организации они будут описывать свои товары и получать для них уникальные идентификаторы GTIN. На основе GTIN «Честный ЗНАК» формирует коды маркировки.

Товары на производстве можно маркировать двумя способами: путем прямого нанесения штрихкодов или с помощью этикеток. Также можно доверить эту процедуру сервис-провайдеру. В этом случае производитель передает полученные КМ сторонней организации, а получает от нее уже готовые этикетки. Порядок сотрудничества с сервис-провайдерами регламентирован постановлением правительства о маркировке пива № 2173.

Для изготовления этикеток для маркировки пива понадобится специальное оборудование — принтер с прямой термической или термотрансферной печатью.

Для автоматизации складского учета маркированных продуктов понадобится 2D-сканер или терминал сбора данных (ТСД). С их помощью выполняется проверка штрихкодов, отгрузка, инвентаризация, комплектация заказов и прочие операции на складе.

Что нужно рознице и общепиту для работы с маркировкой пива

Магазины, кафе и рестораны будут фиксировать частичное выбытие кегов в «Честном ЗНАКе» и выводить пиво из оборота при розничной реализации на кассе. Во втором случае понадобится:

- онлайн-касса с программным обеспечением, поддерживающим работу с маркировкой и формат фискальных данных ФФД 1.2;

- договор с оператором фискальных данных для передачи информации о продажах в ФНС и «ЧЗ»;

- 2D-сканер для считывания двумерных штрихкодов Data Matrix.

Представители пивной отрасли будут передавать сведения о товародвижении с помощью УПД. Для этого им придется заключить договор с оператором ЭДО, например, с «Контур.Диадок». Это одна из компаний, рекомендованных «Честным ЗНАКом». Передавать информацию через ЭДО можно уже на первом этапе внедрения обязательной маркировки пива.

Что будет при нарушении правил маркировки разливного кегового и бутылочного пива

Первый этап внедрения маркировки коснется производителей и импортеров. За выпуск и ввоз в Россию пива без КМ они могут быть оштрафованы на сумму до 300 000 руб. При нарушении в крупных и особо крупных размерах грозит уголовная ответственность.

За оборот алкогольной продукции (в том числе пива) без КМ предпринимателей и должностных лиц могут оштрафовать на сумму до 50 000 руб., а юрлиц — до 500 000 руб. с конфискацией предметов правонарушения.

Контролировать наличие маркировки будет Роспотребнадзор. Он будет проводить проверки в соответствии с планом или по обращению (жалобам) граждан.

Для адаптации бизнеса к требованиям «ЧЗ» необходимо перенастроить рабочие процессы, подготовить ПО и купить оборудование. Во избежание штрафов рекомендуем начать подготовку прямо сейчас.

Источник: https://online-kassa.ru/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019