Petroglif

Обязательная маркировка ювелирных изделий в России: сроки и правила

В 2021 году в России стартовала добровольная маркировка ювелирных изделий. А с 2022 года на бирки украшений в обязательном порядке нужно наносить уникальные идентификационные номера (УИН). На этом внедрение маркировки не закончилось. В 2023 году представителей отрасли ждут очередные нововведения. Подробнее о них мы расскажем в статье. Вы узнаете, какие требования предъявляются к маркировке ювелирных изделий, как и куда наносить УИН, что делать с остатками и многое другое.

Система маркировки товаров для ювелирных изделий

Процесс маркировки ювелирных изделий контролирует не ЦРПТ, а АО «Гознак», и участники этого рынка работают не с «Честным ЗНАКом», а с ГИИС ДМДК (dmdk.ru). Это специальная информационная госсистема, которая обеспечивает прослеживаемость (учет) драгоценных металлов и камней, а также изделий из них на всех этапах оборота. ГИИС ведет специальный учет юрлиц и ИП, которые осуществляют операции с драгоценными металлами и камнями:

- покупают и продают;

- добывают, обрабатывают;

- хранят и транспортируют;

- ввозят на территорию РФ.

Постановка и снятие со специального учета осуществляется исключительно в ГИИС ДМДК. Работать в обход системы нельзя. Все участники оборота должны зарегистрироваться в ней и передавать данные на каждом этапе товародвижения. Иначе приемка изделий от поставщиков и дальнейшая реализация будут считаться незаконными. В информационной системе регистрируются:

- производственные предприятия, ювелирные заводы;

- импортеры;

- мастерские по изготовлению эксклюзивных украшений;

- розничные магазины;

- ломбарды, скупки;

- комиссионные магазины;

- интернет-магазины.

Через систему ДМДК государство прослеживает движение «ювелирки» с момента добычи сырья до продажи готового украшения. Для этого каждому изделию должен быть присвоен 16-значный УИН. Производители получают его при регистрации своей продукции в госсистеме.

На основании уникального идентификатора формируется двумерный штрихкод (ШК) Data Matrix (DM), который должен быть размещен вместе с УИН на ярлыке.

Позже Data Matrix нужно будет наносить и на само изделие в виде наногравировки (как пробу и именник).

Сроки, правила и требования к обязательной маркировке ювелирных изделий в России прописаны в Постановлении № 270 от 26.02.2021Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2021 г. N 270 "О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Какие ювелирные изделия подлежат маркировке

Введение маркировки ювелирных изделий значит, что каждое золотое кольцо, серьги, цепочка и прочие товары теперь будут контролироваться государством на каждом этапе оборота вплоть до выбытия через кассу. В УИН зашифрована информация о производителе, месте добычи металла и камней, характеристики и состав. Чтобы посмотреть эти данные, нужно просто отсканировать двумерный ШК на бирке.

В ГИИС прослеживаются ювелирные украшения, драгоценные металлы (золото, палладий и платина) и камни:

- алмазы;

- бриллианты;

- рубины;

- сапфиры;

- изумруды.

В статье мы говорим только о ювелирных изделиях. К этой категории относятся серьги, кольца, запонки, цепочки, подвески и другие украшения, аксессуары и т. д. Постановление определяет их как изделия, изготовленные из драгметаллов и их сплавов, в том числе с декоративной обработкой и вставками из драгоценных камней и других материалов природного или искусственного происхождения. Например, золотое кольцо с янтарем или вставкой из эмали можно считать ювелирным изделием, а значит, такой товар тоже подлежит маркировке.

Важное уточнение: в ГИИС прослеживают драгметаллы и украшения из них с минимальной пробой:

- для золота — 333;

- палладия — 500;

- платины — 585.

Если проба ниже, товар можно не маркировать.

Драгоценностям весом менее 3 г должен быть присвоен УИН, но наносить на них физическую метку не нужно.

Обязательна ли маркировка ювелирных изделий из серебра

На серебро не нужно наносить наногравировку с DM, но ярлык с уникальным идентификационным номером у него должен быть. Это касается «ювелирки» из серебра с пробой не ниже 800.

Подлежат ли маркировке ювелирные изделия в музеях

Музейные экспонаты с драгоценными металлами и камнями не подлежат прослеживанию в ГИИС. Что еще не нужно маркировать:

- монеты, прошедшие эмиссию;

- государственные награды;

- конфискованные и изъятые предметы;

- продукцию, помещенную под таможенную процедуру, в том числе иностранные товары для перевозки по таможенной территории ЕАЭС;

- металлы и камни, передаваемые для исследований (химического, минерального состава и т. д.).

Также маркировке не подлежат ювелирные украшения, ввозимые в РФ физлицами для личного использования (не для продажи).

График внедрения обязательной маркировки ювелирных изделий в России

Изначально введение обязательной маркировки ювелирных изделий в России должно было начаться с 1 января 2021 года. Но сроки несколько раз сдвигались. В итоге первый этап стартовал 1 марта 2022 года. С этой даты каждому изделию (за исключением остатков) должен быть присвоен УИН.

Пока «ювелирку» маркируют только на бирках и ярлыках. На каждую этикетку нужно наносить УИН, штрихкод и адрес сайта Пробирной Палаты, где можно проверить подлинность украшения.

Участники оборота передают в ГИИС ДМДК информацию о поступлениях и реализации драгоценностей.

Если Правительство РФ не примет никаких новых законов и постановлений о маркировке ювелирных изделий, то дальнейшее внедрение системы будет проходить по графику:

01.03.2023 До этой даты на бирки или ярлыки товарных остатков должны быть нанесены УИН и Data Matrix. Сведения о маркировке нужно передавать в госсистему. Если не сделать это до дедлайна, драгоценности без уникального номера и штрихкода нельзя будет продать.

Остатки — изделия без УИН, которые уже были введены в оборот до 1 марта 2022 года.

01.03.2024 Осуществляется физическая маркировка всей «ювелирки» (кроме остатков). На поверхность изделия нужно наносить гравировку в виде DM. При этом ШК на бумажном носителе тоже остается (вместе с УИН)

Участники оборота отправляют в госсистему сведения о количестве остатков. Для этого они используют данные инвентаризации по состоянию на 1 января 2022 года за вычетом товарных единиц, проданных до 28.02.2023

01.09.2024 Требование по физической маркировке распространяется и на остатки. Полностью запрещается оборот «ювелирки» без УИН и гравировки DM. Разрешено только хранение продукции без маркировки.

Нанесение Data Matrix не отменяет другую обязательную маркировку золота (палладия или платины) на ювелирных изделиях:

- пробу;

- именник (зашифрованная информации о производителе).

Матричный штрихкод, как и остальные клейма, наносит Федеральная Пробирная Палата (ФПП).

Порядок работы с маркировкой ювелирных изделий

Общий принцип работы ГИИС выглядит так: импортер или производитель заказывает идентификаторы и наносит их на бирки. Далее маркированная продукция через дистрибьютора попадает в магазины. При розничной продаже необходимо отправлять в госсистему УИН и информацию о выбытии товара из оборота. Рассмотрим этот процесс подробнее:

Производитель (или переработчик-изготовитель):

Производит украшения и отправляет их на апробирование в ФПП. Далее заказывает коды в ГИИС. Средства идентификации генерируются в системе автоматически после поступления заявок. Производитель наносит УИН и ШК на бирку. При передаче украшений дистрибьютору отчитывается в госсистему о вводе в оборот и отправляет УИНы.

Когда введут физическую маркировку ювелирных изделий, изготовители будут передавать товары в ФПП для нанесения гравировки Data Matrix

Оптовики:

Регистрируют смену собственника после приемки украшений от производителя. Отправляют продукцию в розничные магазины

Ювелирные салоны Принимают товары от оптовика и фиксируют переход права собственности. Регистрируют вывод товара из оборота при розничной продаже (через кассу или личный кабинет).

При приемке продукции от производителя (оптовика) контрагент проверяет подлинность изделий путем считывания DM сканером.

Обязательной маркировке подлежат не только новые украшения, но и ювелирные изделия б у. Ломбарды продают «ювелирку», не выкупленную собственниками, самостоятельно заказывают и наносят УИН на бирки перед реализацией. Комиссионеры маркируют все, что принято на реализацию от физлиц. Организации и ИП, передающие украшения на продажу, сами наклеивают Data Matrix на бирки.

Как передавать информацию в ГИИС ДМДК

При отгрузке товара производители, дистрибьюторы и оптовики выполняют следующие действия:

- передают новому собственнику (например, магазину) накладную, счет-фактуру или универсальный передаточный документа (УПД);

- отправляют в ГИИС сведения о продукции, количество единиц в партии и номер УПД (или другого документа, подтверждающего факт оборота).

Информацию можно отправлять двумя способами: в личном кабинете dmdk.ru или из товароучетной программы. Первый вариант подойдет только при небольшом товарообороте. Функциональности ЛК хватит, например, для мастерской по изготовлению дизайнерских изделий. При крупном объеме производства и поставок рекомендуем интегрировать ГИИС с учетной системой, чтобы обмениваться данными непосредственно из своей программы. Этот способ удобен тем, что участникам рынка не придется дважды вводить информацию в учетной системе и в ГИИС.

Передача данных о розничных продажах пока возможна только через личный кабинет. В дальнейшем будет реализован один из механизмов отправки информации в ГИИС ДМДК:

Через специальный программный модуль. Он будет работать по тому же принципу, что и УТМ (универсальный транспортный модуль) для ЕГАИС.

Через оператора фискальных данных (ОФД). Продавец сканирует DM, формирует чек. После этого касса отправляет информацию о розничной продаже ОФД, а оттуда — в ГИИС.

Какой способ передачи данных будет выбран, пока неизвестно.

Для автоматизации учета маркированной продукции рекомендуем программные решения, которые заточены под ювелирную отрасль.

При приеме и продаже ювелирной продукции с маркировкой происходит сопоставление данных из товароучетной программы и ГИИС. УИНы проверяются автоматически, и в случае расхождения программа сообщает об ошибке.

Что нужно для маркировки ювелирных изделий

Все юридически значимые действия с маркированной продукцией (ввод в оборот, передача прав, выбытие) в ГИИС должны быть завизированы усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Ее оформляют все представители отрасли перед постановкой на спецучет и регистрацией в dmdk.ru. Руководители предприятий и ИП могут получить УКЭП бесплатно в удостоверяющем центре ФНС или у его доверенных партнеров.

Для работы с электронной подписью на рабочий компьютер нужно установить программу для криптозащиты и шифрования данных, например, «КриптоПро CSP». Также потребуется специальный плагин для использования УКЭП на веб-страницах.

Что еще нужно для маркировки ювелирных изделий:

- Зарегистрироваться в ГИИС и встать на спецучет (если вы только открыли свой бизнес). Вся процедура осуществляется удаленно.

- Подписать с АО «Гознак» договор на предоставление кодов маркировки.

- Подготовить ПО для работы с маркировкой: установить или обновить товароучетную систему, интегрировать ее с ГИИС.

- Приобрести 2D-сканер или ТСД со встроенным считывателем двумерных ШК. Эти устройства нужны для проверки Data Matrix на всех этапах товародвижения.

- Купить принтер этикеток. Производители и импортеры печатают наклейки с УИН и Data Matrix и наносят их на ярлыки. В некоторых случаях это делают и продавцы, например, если бирка была утеряна или повреждена. Для изготовления этикеток подойдет оборудование с прямой термической или термотрансферной технологией печати. Чтобы штрихкод на мелком ярлыке был четким и хорошо распознавался сканером, рекомендуем приобрести оборудование с разрешением не менее 300 dpi.

- Обновить прошивку онлайн-кассы до актуальной версии (розничным продавцам).

- Срок физической маркировки «ювелирки» наступит 1 марта 2024 года. Сейчас главная задача участников отрасли — обеспечивать наличие УИН и ШК на всех бирках и отчитываться в ГИИС на каждом этапе товародвижения.

Источник: https://online-kassa.ru/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019