Petroglif

Производители радиоэлектроники просят ускоренно ввести маркировку

Ассоциация производителей светодиодов и систем на их основе (АПСС) обратилась к президенту и правительству РФ с просьбой ускорить решение вопроса по проведению эксперимента по маркировке радиоэлектронной продукции. Вместе с тем для повышения конкурентоспособности АПСС предложила государству, в частности, квотирование закупок отечественных товаров, авансирование госконтрактов либо позволить Федеральной антимонопольной службе пересматривать условия крупных закупок. Некоторые отраслевые специалисты жалуются, что в сложившейся ситуации российские предприятия не смогут эффективно планировать объемы производства, наращивать их, а также снижать себестоимость. Подробности — в материале «Известий».

Маркировкой по контрафакту

Ассоциация производителей светодиодов и систем на их основе обратилась к Владимиру Путину с просьбой оказать содействие в подписании правительственного постановления «О проведении на территории РФ эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов радиоэлектронной продукции» (документ есть в распоряжении «Известий»). На данный момент, по оценкам АПСС, рынок светодиодной продукции в России оценивается от 700 млн до 1 млрд изделий в год, более 20% от этого количества является контрафактом, а также «гаражным» производством без соответствия требованиям технического изделия.

На фоне санкций при закупках по 44-ФЗ российские производители из-за низкой цены не могут конкурировать с товарами, ввезенными разными способами из других стран (в первую очередь из Китая) и выдаваемыми за российские изделия. «Серый» импорт и «гаражные» изделия также сбываются под видом отечественной продукции и получают необоснованные преференции в процессе госзакупок, убеждены российские эксперты в сфере микроэлектроники. В связи с этим снижается эффективность механизмов «третий лишний» и «второй лишний», так как фактически возможность выиграть контракт получает дешевая зарубежная продукция. При этом действующим законодательством каких-либо значимых санкций в этом случае не предусмотрено. В отрасли жалуются, что в такой ситуации российские предприятия не могут эффективно планировать объемы текущего производства, наращивать их, формировать линию программы импортозамещения, а также снижать себестоимость продукции за счет увеличения объемов.

«Со стороны государства требуется принятие точечных регуляторных мер, — говорится в документе на имя президента и премьер-министра РФ. — Это может быть квотирование закупок отечественных товаров, авансирование госконтрактов, предоставление возможностей ФАС пересматривать условия крупных закупок и многое другое. Критически важно повышение эффективности борьбы с контрафактными товарами, в связи с чем консорциумом предлагается как можно быстрее запустить эксперимент по маркировке».

— Консорциум предлагает взять под патронат контроль качества осветительного оборудования, в частности начать эксперимент с участников рынка, которые уже нанесли код Data Matrix на свою продукцию, тем самым обеспечив системы прослеживаемости товаров, — сказала в беседе с «Известиями» член правления, генеральный директор АПСС Ольга Грекова.

Противодействие данной мере оказывают только те компании, которые нередко были уличены в обороте «серого» импорта, добавила эксперт. В настоящее время, полагает она, обелить рынок необходимо как можно быстрее по ряду причин: ради обеспечения технологического суверенитета страны, ради поддержки местных производителей, которые в ином случае могут уйти с рынка, не выдержав конкуренции, что приведет к уменьшению числа рабочих мест, снижению поступления в бюджет налогов и сборов.

— Эксперимент с маркировкой планируется проводить в отношении готовых светотехнических приборов, а также отдельных видов их комплектующих и компонентов, — рассказали «Известиям» в пресс-службе Минпромторга. — При этом подходы к маркировке каждой товарной позиции будут учитывать различные форм-факторы продукции и ее упаковки. Вопрос проведения эксперимента обсуждался еще в прошлом году, однако итоговое решение о его проведении правительством РФ пока не принято.

Данная мера, информируют в Минпромторге, предполагает возможность ввоза продукции без разрешения правообладателя, но не освобождает импортеров от иных требований законодательства. Система маркировки в данном случае выступает дополнительным инструментом контроля их соблюдения.

В свою очередь, Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) готов к включению этой продукции в государственную систему «Честный знак», если правительство примет такое решение, рассказали «Известиям» в организации.

— По данным отраслевых ассоциаций, уровень контрафакта на рынке — более 20%. При этом маркировка уже зарекомендовала себя в других отраслях, данный рынок она также позволит обелить, — отмечают в ЦРПТ.

Лакмусовая бумажка

Маркировка радиоэлектронной продукции, скорее всего, покажет, что немало светодиодов и систем на их основе идет на экспорт, пояснил «Известиям» доцент кафедры информатики РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев. С другой стороны, продолжает он, маркировка будет использоваться для получения более точных показателей роста радиоэлектронной продукции.

В России — более 1000 производителей светотехники, большая часть из них — не самые крупные компании, они закупают светодиоды у международных брокеров или дилеров, отмечает эксперт. При этом стоимость светодиодов на международном рынке ежегодно снижается на 25%. Ряд российских гигантов шагнули в наноразработки, но, как оказалось, немного преждевременно, так и не найдя равновесия между затратами и необходимым спросом, считает специалист. Отечественное производство светодиодных ламп в России имеет долю менее 50% от всего товарооборота. По разным оценкам, такой продукции ввозится на $25–30 млн.

Потребность в собственной микроэлектронной продукции у России растет. По данным Института международных финансов, РФ серьезно увеличила импорт чипов в прошлом году. Стоимость импорта выросла с $1,8 млрд за январь—сентябрь 2021 года до $2,45 млрд за тот же период 2022 года. Сегодня доля оборудования из недружественных стран на российских производствах достигает 90%, оценивают в Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ). Стоимость же производственной линии электронных плат в среднем выросла с 30 млн до 50 млн рублей. По мнению директора АРПЭ Ивана Покровского, российским производителям необходима господдержка, поскольку в противном случае отечественная продукция проиграет импорту из Китая. Кроме того, согласно статистике ООН, экспорт полупроводников из той же Турции в Россию увеличился почти в 40 раз — с $79 тыс. в 2021 году до $3,2 млн в 2022 году.

Издержки маркировки

Минпромторг продвигает предложения по цифровой маркировке электроники уже около двух лет. Как объяснили «Известиям» в ЦРПТ, маркировка не окажет влияния на цену радиоэлектронной продукции, ее доля в себестоимости будет околонулевой. «Стоимость кода маркировки составляет 50 копеек, эта сумма зафиксирована и не будет меняться», — сообщили в ЦРПТ.

При этом в Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники считают инициативу спорной: речь пойдет о налоге на отрасль, доля которого будет собрана в интересах частной компании — оператора цифровой маркировки, полагают представители индустрии.

— При этом все задачи, связанные с прослеживаемостью, уже сейчас решаются инструментами документарного контроля цепочки поставок, — сказал «Известиям» Иван Покровский. — В настоящий момент инициатива по цифровой маркировке особенно неуместна из-за тяжелых проблем, связанных с санкционными ограничениями.

Сейчас, по его словам, необходимо повысить устойчивость промышленности, все принимаемые правительством решения направлены на снижение фискальной нагрузки и трансакционных издержек. А цифровая маркировка повышает давление на компании — это издержки на внедрение самой системы маркировки, внутренние издержки на ее поддержку, оплата в пользу оператора цифровой маркировки, оплата отраслевого сбора в государственный бюджет, перечисляет Покровский.

Как рассказал «Известиям» источник в микроэлектронной отрасли, в настоящее время ряд игроков предпринимают новую попытку внедрения маркировки в электронике, однако ряд участников отрасли не стремятся поддержать эти планы. Кроме того, Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) выступает против введения цифрового обозначения для товаров.

— Маркировка не несет никакой практической пользы данным сегментам, а усилия и затраты на нее могут стать существенной нагрузкой для участников рынка, — сказали «Известиям» в РАТЭК. — Если говорить про электротехнические изделия, то, как правило, это небольшие товары, такие как розетки или выключатели. Они продаются поштучно, и в случае введения маркировки весь сегмент просто уйдет в формат рынков, где невозможно будет говорить о легальности.

Старший научный сотрудник Центра региональной политики ИПЭИ РАНХиГС Галина Баландина убеждена, что маркировка сама по себе ничего производителям не даст.

— Зато существенно затормозит импорт, тем более что этот специфический продукт, как правило, ввозится по параллельному импорту и (или) по «серым» схемам, — говорит экономист. — Другое дело — развитие отечественного продукта. Следует признать, что в нынешних условиях без поддержки государства развиваться реально сложно. Нужны субсидии, преференции для госконтрактов, опережающее финансирование (авансирование) госконтрактов. Россия в этой области импортозависима, именно поэтому я полагаю, что неправильно искусственно ограничивать импорт.

Доцент экономического факультета РУДН Роберт Воскерчян считает, что эксперимент по маркировке полезен, ведь меры, в частности, предполагают квотирование и государственный заказ.

— Если хотя бы на 60–70% китайской продукции станет меньше, то это уже будет успехом, — заключил экономист.

Источник: https://crpt.ru со ссылкой на Известия

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019