Petroglif

Как маркировка бутилированной воды поможет в борьбе с контрафактом

Коды «Честный ЗНАК», нанесенные на бутылки с минеральной и питьевой водой, с 1 марта необходимо сканировать на кассе при покупке. На кассах самообслуживания покупатели могут делать это самостоятельно. Новый этап цифровой маркировки воды должен замкнуть цепочку прослеживаемости товара от скважины до конечного потребителя. Объясняем, как «умный код» поможет очистить прилавки от нелегальной продукции.

Как пить дать

Маркировка бутилированной воды через национальную систему «Честный ЗНАК» работает так же, как и в отношении лекарств, табака, молочных продуктов, обуви, шуб, парфюмерии и прочих товаров, нуждающихся в защите от подделок и уже промаркированных. Система позволяет отслеживать весь путь изделия от завода до магазина благодаря уникальному коду, который она генерирует. Код содержит в себе данные о производителе и поставщиках, составе и сроке годности, сертификатах качества, разрешительной документации.

Продавец считывает код на кассе, та отправляет данные в «Честный ЗНАК». Если нарушений не обнаружено, то после печати чека товар выводится из оборота и второй раз продать его с тем же кодом не получится. «Предполагается, что вся продукция, имеющая код, внесена в единую информационную базу и оператор маркировки подтверждает прозрачность всей цепочки — от изготовления продукта до его выбытия на кассе магазина», — отмечает президент Союза производителей соков, воды и напитков (СОЮЗНАПИТКИ) Максим Новиков.

Покупатель может сам просканировать код еще перед покупкой, чтобы проверить подлинность товара. Для этого надо установить на телефон мобильное приложение «Честный ЗНАК». Через него также можно сообщить о расхождении данных на упаковке (если они обнаружатся) с данными, которые выдаст система. Минцифры России предлагает предустанавливать это приложение на все продаваемые в стране смартфоны.

Сканировать коды телефоном можно было и раньше, на начальных этапах маркировки воды: c 1 декабря 2021 года — минеральной, с 1 марта 2022 года — прочей питьевой. Магазин тоже сканировал коды, но только при приемке товара. По оценке Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), который является оператором «Честного ЗНАКА», это уже помогло обелить рынок на 15%.

«Воду в России разливают 1267 предприятий, из них 185 до введения маркировки осуществляли производство, но не подавали сведения ни в один государственный орган», — отмечают в ЦРПТ.

За соблюдением правил маркировки следит прокуратура. В прошлом году ее сотрудники проверили почти 150 компаний, разливающих воду по бутылкам. Было составлено свыше 50 актов прокурорского реагирования, а 35 человек привлечены к дисциплинарной и административной ответственности.

Новый этап маркировки воды замыкает цепочку «производитель — опт — розница». Отныне магазины обязаны обеспечить сканирование кодов и при продаже на кассах. Ожидается, что таким образом «серые» дилеры постепенно выйдут из тени.

Водолеи-нелегалы

Недобросовестные производители выпускают воду или не соответствующую стандартам, или в неучтенных объемах, либо сверх дебета скважин. «Если скважина рассчитана на тысячу литров в день, а выпускается на порядок больше, то очевидно, что дополнительные литры налиты откуда-то еще, — поясняет председатель организации по защите прав потребителей „Общественная потребительская инициатива“ Олег Павлов. — В результате нарушаются нормы базового содержания калия, кальция, магния, общей минерализации, что особенно неприятно, если речь идет о воде для детей». За питьевую воду могут выдать и обычную водопроводную.

«Если оставить прослеживаемость только на уровне производителей и дистрибьюторов, то неясно, какой объем товара реально реализовывается, — рассуждает эксперт. — Торговая сеть может взять, например, часть легальной продукции на реализацию, а часть — „левой“. Именно поэтому важно, чтобы надзорные органы видели всю череду поставок».

Для борьбы с контрафактом минералки систему «Честный ЗНАК» интегрировали с системой Федерального агентства по недропользованию. «Это позволяет в оперативном режиме получать информацию о статусе лицензии на использование источников, дате выдачи лицензии», — отмечают в ЦРПТ. Столь тесное взаимодействие позволит сопоставлять объемы разрешенной к добыче и произведенной минеральной воды.

Аналогичный механизм уже реализован в отношении молочной продукции, где объемы конкретного производства сверяются с объемами затраченного сырья. Данные по сырью подтягиваются из системы «Меркурий» Россельхознадзора. По итогам 2022 года это позволило, к примеру, сократить долю фальсификата сыра и масла в стране с 30 до 10%.

Обкатались на «молочке»

Продуктовые магазины технически готовы к корректной передаче данных об обороте маркированной воды. Это подтверждают в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), объединяющей крупнейшие торговые сети России.

«Розница наработала достаточный опыт работы с маркированными товарами, той же молочной продукцией, — убеждена сопредседатель комитета по цифровым инициативам АКОРТ Анна Орлова. — Организационные бизнес-процессы настроены, отдельные компании уже осуществляют вывод воды из оборота в соответствии с новыми правилами. Задержек продаж не прогнозируем».

«Торговым точкам не придется закупать какое-то дополнительное оборудование, заново настраивать электронный документооборот или обновлять кассовое ПО, можно использовать стандартные 2D-сканеры, которые в магазинах уже есть», — добавляет Олег Павлов.

Минералка, кроме того, продается и в ресторанах, и в аптеках. Аптечные сети тоже не предвидят сложностей с ее реализацией, поскольку еще с 2020 года имеют опыт продаж маркированных лекарств.

«Практически 80% аптек перешли на маркировку лечебной минеральной воды без проблем, потому что у нас было время поэкспериментировать за последние два года, — отмечает руководитель по развитию бизнеса фармацевтического сообщества „Смартфарма“ Наталья Леонова. — Маркировать воду проще, чем лекарства, поэтому особых хлопот это не доставило».

Одним из преимуществ маркировки фармацевты называют заботу о пациентах. «Аптека берет на себя ответственность перед конечным потребителем при отпуске любого товара, в этот момент именно мы отвечаем за здоровье пациента. Знание того, что ты продаешь не подделку, а оригинал, придает уверенности в своей профессии», — отмечает наша собеседница.

Кроме того, становится проще отслеживать движение товара в рамках одной сети, оценивать его востребованность и исходя из этого формировать запасы. К тому же не придется тратить время на визиты инспекторов, проверяющих документацию на товар по факту поступления — сведения о просроченной или забракованной продукции автоматически отобразятся в системе, и аптека сама уберет их в карантин.

Всё включено

Для ресторанов и кафе схема работы с маркированной водой значительно упрощена. Можно не сканировать коды, если заведение оказывает полноценные услуги общественного питания и включают воду в счет клиентов. То есть, такая вода может быть использована как для приготовления блюд и напитков, так и для передачи потребителю. «Ресторан должен только сообщить о выводе воды из оборота в течение трех рабочих дней через личный кабинет в системе «Честный ЗНАК», — уточняют в ЦРПТ. Обязанность сканировать коды маркировки воды наступает лишь в случае ее прямой продажи на кассе.

В ЦРПТ считают, что данная схема оптимальна. С одной стороны, она заметно облегчает работу с маркировкой сегмента общепита HoReCa (Hotel, Restaurant, Cafe), с другой, сохраняет полную прослеживаемость товарной цепочки и делает невозможной продажу неучтенной продукции через рестораны. Также, пояснили в ЦРПТ, для удобства работы сегмента HoReCa разработан механизм, который позволяет ресторанам принимать и списывать товар одной кнопкой.

Источник: https://crpt.ru/ со ссылкой на объясняем.рф

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019