Petroglif

Коварная надпись: как ветаптека привела к себе прокуроров вместо покупателей

На фасаде ветаптеки висела вывеска с названием и ассортиментом. На вывеске была жёлтая приписка с обещанием бонусной карты покупателям. Однажды пришли прокуроры и обвинили хозяйку в размещении рекламной конструкции без согласования. Неужели надпись про бонусную карту — реклама? На вопрос ответил суд.

Животным лекарства, хозяевам — бонусы

Предпринимательница держит ветеринарную аптеку в небольшом городке Курской области. Аптека находится в её собственном помещении одноэтажного торгового центра. На торговлю лекарствами для животных есть лицензия.

Над входом с улицы у предпринимательницы весит вывеска 1,30 м х 1,90 м в фирменных сине-белых цветах. На ней написано название ветаптеки и перечислен ассортимент: лекарства, вакцины, корма, аксессуары. А также — надпись желтым цветом: «Первый месяц всем покупателям бонусная карта в подарок».

Однажды эта жёлтая надпись про бонусную карту заинтересовала местную прокуратуру, и к предпринимательнице приходят с проверкой выполнения закона о рекламе. Прокуроры говорят: просто название аптеки и ассортимент — это вывеска, её не надо ни с кем согласовывать. Но надпись про бонусную карту превратила вывеску в рекламную конструкцию. Её нужно согласовывать с городской администрацией, даже если она находится на собственном здании.

В ветаптеке не оказывается нужных документов, а из администрации дают ответ, что ничего на неё не выдавали. Предпринимательница соглашается со всеми претензиями и убирает с фасада рекламную вывеску.

Но прокуратура всё же составляет акт и подаёт в суд, чтобы владелицу ветаптеки оштрафовали за незаконную рекламную конструкцию. Тогда предпринимательница решает побороться и для спора в суде нанимает юриста.

Чем грозит самовольное размещение рекламы на улице

Для установки рекламной конструкции на здании нужно разрешение местной администрации (ч. 9 ст. 19 Закона № 38-ФЗ).

За установку без разрешения грозит штраф: для физлиц — от 1000 до 1500 ₽, для ИП — от 3000 до 5000 ₽. Для компаний штраф особо внушительный — от 500 000 ₽ до 1000 000 ₽ (ст. 14.37 КоАП РФ).

За рекламой на улицах города следит антимонопольная служба, она же ФАС. Реклама — их сфера надзора. Но иногда нарушения находят прокуроры. Они вправе завести дело об административном правонарушении в любой сфере, потому что их задача — надзор за исполнением законов в целом (ст. 28.1 КоАП РФ).

Бонусная карта – реклама или нет?

Прокурор в суде говорит: на вывеске ветаптеки есть яркая жёлтая надпись про бонусную карту в подарок. Так написали, чтобы привлечь покупателей. Значит, это реклама, а сама вывеска — рекламная конструкция, которую повесили на фасаде без разрешения администрации. За такое полагается штраф, но поскольку предпринимательница впервые нарушила закон, предлагаем заменить штраф на предупреждение.

Юрист от ветаптеки спорит: надпись про бонусную карту — это не реклама. Мы же тут не нахваливаем себя или свой товар, а просто сообщаем про возможность получить карту.

Но суд делает вывод, что эта жёлтая надпись все же реклама. Бонусную карту выдают, чтобы её владелец в будущем покупал товар со скидкой. Это создаёт интерес покупателей, а значит, является рекламой — по определению из закона.

Реклама — это любая информацию, которая формирует интерес клиентов к вам или вашему товару (ст. 3 Закона № 38-ФЗ).

Судьи признают владелицу ветаптеки виновной в установке рекламной конструкции без разрешения, но она имеет статус малого предприятия, закон нарушила впервые, к тому, же рекламу уже убрала. Поэтому суд соглашается, что штраф будет лишним, хватит и предупреждения. По жалобе предпринимательницы дело пересматривают в апелляции, но предупреждение оставляют в силе.

Почему предпринимательница так упорно спорила, хотя реальный штраф ей не грозил

Даже если суд заменил штраф на предупреждение, всё равно считается, что административное правонарушение было. А это значит, что в следующий раз такой поблажки уже не будет.

Если бы суд признал предпринимательницу невиновной в нарушении закона о рекламе, она бы не получила статус «нарушителя». И при следующей ошибке снова был бы шанс отделаться предупреждением, а не штрафом.

Памятка предпринимателям про рекламу

?? Рекламой считается любая информация, которая привлекает клиентов. Информация о бонусных картах и других программах лояльности — тоже реклама. То есть при продвижении программ лояльности нужно соблюдать Закон о рекламе № 38-ФЗ.

?? Реклама не должна поливать грязью конкурентов, врать, побуждать к насилию. Подробно требования к рекламе прописаны в ст. 5 Закона № 38-ФЗ.

?? Реклама на уличных щитах и баннерах — это рекламные конструкции. Их нужно согласовывать с местной администрацией. А если такая конструкция размещается на чужом здании, вдобавок нужно заключать договор с собственником и платить ему за аренду фасада. Порядок прописан в ст. 19 Закона № 38-ФЗ.

Автор: Елена Мехоношина

Редактор: Ирина Ситникова

Источник: https://zhiza.evotor.ru/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019