Petroglif

От весны 2022 до весны 2023: главные тренды потребительского и финансового поведения россиян

С марта 2022 года Tiburon Research отслеживает, как меняется поведение потребителей в России в условиях нового кризиса. Происходят изменения в доходах и финансовых возможностях жителей страны. Вместе с тем, меняются и привычки потребления, а также отношение потребителей к экономии средств – какие-то траты готовы урезать, другие — нет, отдельные товары или услуги приобретаются впрок, тогда как некоторые расходы, напротив, откладываются. В этой статье – основные выводы исследования.

Исследование Tiburon Research проводится в городах России с населением более 100 тыс. человек среди мужчин и женщин 20–55 лет. Частота замеров: раз в 2 недели начиная с 16.03.22, раз в месяц – с 16.08.22. Выборка – 1000 интервью в волну. Группы для анализа — по полу, возрасту, географии, занятости, уровню жизни.

Как сам потребитель оценивает текущую ситуацию

На первый взгляд, после скачка цен, который случился в марте 2022 года, мы видим, как восприятие инфляции постепенно идет на понижение. Если в марте 2022 года о том, что экономическая ситуация в стране ухудшилась, высказывалось 88%, то осенью таких людей было 76%, а в марте 2023 – уже 65%.

С другой стороны, каждый раз сравнивая ситуацию с тем, что было ранее, мы, по сути, получаем ответ на вопрос “Насколько сейчас “хуже или лучше”, чем было месяц назад?”, поэтому позитивным тренд назвать сложно: доля полагающих, что состояние экономики улучшилось, не растет, а так и колеблется в пределах 5–7%, при этом людей, отмечающих, что ситуация не меняется, к марту 2023 уже 27%, хотя еще осенью таких было 18%.

Есть ли позитивный настрой в отношении экономической ситуации?

С одной стороны, после нового всплеска негативных ожиданий, который случился осенью, снова виден некоторый спад пессимизма (с 58% до 47%), но и оптимистов, кто действительно считает, что есть предпосылки к улучшению, мало – не более 14%. Доля тех, кто не ожидает изменений ни в лучшую, ни в худшую сторону, как раз растет – таких людей уже почти 40%.

Говоря о своих финансовых возможностях и достатке, потребители часто отмечают, что их доходы за последнее время снизились (на март 2023 г. – 58%). Около 70% жителей России за последний год столкнулись с теми или иными трудностями, связанными с работой.

Ситуация не выравнивается и снижение доходов от работы остается проблемой номер один. О сложностях с поиском работы и отмене премий говорят примерно в равной степени. Потеря места или приостановка работы с сохранением дохода по-прежнему присутствуют в жизни людей.

Потребитель вынужден считаться с меняющейся ситуацией и учитывать свои финансовые возможности в повседневной жизни. Стратегии экономии могут быть разными — четко выделяется два диаметрально противоположных подхода.

Первая, наиболее распространенная модель – снижение текущих трат или отказ от крупных расходов.

Вторая – экономия за счет будущего: потратить деньги сейчас, приобрести товары впрок по текущей цене, чтобы не пришлось переплачивать позднее. В марте 2022 года товары впрок закупили порядка трети потребителей, в том числе это могли быть и крупные траты. Второй пик «закупок» пришелся на осень.

И третья стратегия экономии (которая вполне может совмещаться с двумя другими, дополняя их) – реюз и продление жизненного цикла вещей. В долгосрочной перспективе это может пойти на пользу экологии, тогда как уже сейчас выгоду от такого поведения потребителей должны почувствовать отдельные направления бизнеса, в частности, классифайды.

Большая часть тех, кто экономит, делают это за счет более внимательного отношения к ценам.

Переключаться же на дискаунтеры готовы далеко не все – не больше 50% потребителей. Возможные причины – привычка, удобная локация своего текущего магазина, ассортимент.

Отказ от необязательных расходов озвучивают две трети потребителей. Стоит также отметить, что предпочитаемые способы экономии средств – то единственное, где наблюдается высокая стабильность показателей. То, что способы экономии оказались не подвержены колебаниям от периода к периоду, говорит о рациональности потребителя и осознанном отношении к тратам.

На чем экономят россияне?

Чуть более половины потребителей регулярно экономят на еде вне дома, ресторанах и путешествиях. От 30% до 50% предпочитают меньше тратиться на развлечения, крупные покупки (например, бытовую технику или электронику), а также алкоголь, одежду, обувь, косметику. Если сравнивать ситуацию с мартом 2022 года, то по целому ряду позиций экономят уже заметно меньше, чем год назад, когда резко встал вопрос о необходимости сокращать свои расходы. В особенности, это справедливо в отношении трат на кафе и рестораны, путешествия, товары для хобби, а также одежду и обувь.

Продукты питания постепенно двигаются к категории товаров, на которых предпочитают особо не экономить. Меньше всего готовы экономить на проезде в общественном транспорте, связи и интернете, товарах для детей и домашних питомцев, образовании, лекарствах и медицинских услугах.

Про закупки товаров впрок

В марте 2022 года впрок закупились всем, чем могли – от продуктов питания и лекарств до одежды и техники. С апреля «закупательство» резко сократилось и летом прежнего ажиотажа не возникало. Осенью 2022 года потребители вновь стали делать запасы по отдельным товарным категориям. Картина к марту 2023 года – что-то среднее между летом и осенью прошлого года – спад виден, но у части потребителей «закупательство» могло уже войти в привычку.

Насколько беспокоит инфляция?

Не заметить резкий рост цен, одномоментно случившийся весной 2023 года по столь широкому спектру товаров, россиянам, безусловно, не удалось. Но после мартовского скачка цен, восприятие инфляции от месяца к месяцу идет на понижение или, как минимум, не растет: если год назад общая доля отмечающих повышение цен составляла 94% (среди которых 71% утверждали, что сталкивались с ним часто), то в марте 2023 года – 79% (часто сталкивались 39%). Можно сказать, мы наблюдаем нисходящий тренд и о высокой инфляции говорит уже меньше потребителей, чем год назад. Но с другой стороны, не стоит забывать, что перед нами накопленный эффект, когда респонденты (российские потребители) отвечают о своем восприятии цен относительно предыдущего месяца, а значит, цены, по мнению потребителя, продолжают расти.

Как менялось восприятие цен на конкретные категории товаров и услуг?

Что год назад, что в марте 2023 года, максимальный рост цен потребитель замечает в категории продуктов питания: в целом доля отмечающих подорожание продуктов весной 2023 (82%) сравнении с мартом 2022 (91%) стала ниже, но она все еще выглядит весьма высокой. Одежду и лекарства по уровню роста цен ставят в один ряд, причем не видно, чтобы подорожание товаров ощущалось меньше, чем год назад. Следом – поездки и путешествия, которые за год стали определенно менее доступными во всех смыслах, и это единственная категория, где заметен рост по сравнению с периодом весны 2022 – доля отмечающих подорожание по этому направлению возросла более чем в 1,5 раза.

Как меняется финансовое поведение россиян?

Среди потребителей банковских услуг довольно четко выделяется две группы клиентов: первые приходят в банк за деньгами (и их больше), вторые приходят с деньгами сами.

В первой группе на протяжении вот уже 12 месяцев видны волнообразные походы в банк за наличными деньгами: пик в марте 2022, затем снижение летом, а далее с осени – снова подъем, который пока не сменился спадом.

К кредитам и кредитным картам интерес клиентов возрос именно летом 2022 и тоже не снижается.

Но есть и те, кто пошел за деньгами не в банк, а к родственникам, знакомым – и таких людей, кто взял деньги в долг, больше, чем тех, кто обратился в банк за кредитом. Рост долговой нагрузки такого рода определенно возрос с лета 2022 и лишь к марту 2023 пошел на спад.

Вторая группа клиентов, открывших вклады или оформивших новые дебетовые карты, была максимально активна весной 2023, а далее пошла на спад. В то же время клиенты постепенно закрывают кредиты, возвращают долги. Снижение кредитной нагрузки остается задачей номер один для россиян.

Порядка 50% клиентов не планируют более активно пользоваться услугами банков. Но те, кто будет, скорее заинтересованы оставаться со своим текущим банком, а не искать новые возможности в других.

Есть ли вообще финансовая подушка у потребителей? Есть, но денег хватило бы на непродолжительный период. У 29% жителей сбережений хватило бы всего на 1–2 месяца, у 21% – на 3–6 месяцев, и лишь 7% могут «похвастаться» сбережениями на 7 месяцев и более. 40% потребителей признаются, что сбережений у них нет совсем. Retail.ru

Источник: https://www.retail.ru

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019