Petroglif

Кассовый отрыв: как кассир покупала товары на бонусы покупателей

Кассир магазина использовала нехитрую махинацию: начисляла себе бонусы покупателей. Бонусами она оплатила товаров на полторы сотни тысяч рублей. С кассиром был договор о полной матответственности, поэтому когда владелец магазина всё это узнал, сразу подал в суд на возмещение ущерба. Но суд сказал: «представьте, что на месте кассира — обычный покупатель».

Бонусы, которые плохо лежали

Магазин товаров для ремонта принимает на работу женщину-кассира. Работа — с товарами и деньгами, поэтому с ней заключают договор о полной материальной ответственности.

Что даёт договор о полной материальной ответственности

С кассирами, продавцами и другими работающими с ценностями сотрудниками можно заключить договор о полной материальной ответственности. Тогда в случае недостачи, работник будет обязан выплатить работодателю полную сумму ущерба. Это отличие от ограниченной ответственности — когда работник возмещает ущерб в пределах своей месячной зарплаты. Ограниченная ответственность распространяется на всех без исключения работников (ст. 244 и 245 ТК РФ).

В магазине уже больше десяти лет действует программа лояльности: покупателям продают бонусные карты. С каждой покупки начисляются бонусы, которыми потом можно расплатиться за товары. Кассира знакомят под роспись с инструкцией по оформлению карт — каждому покупателю нужно предложить оформить такую. А ещё в инструкции сказано, что работникам магазина запрещено оформлять бонусную карту на себя.

Кассир игнорирует запрет и покупает бонусную карту. Как положено по инструкции, она предлагает покупателям оформить карту, но если они отказываются, начисляет бонусы с их покупок на свою карту. На полученные таким способом бонусы кассир покупает товары и уносит домой. Через девять месяцев в магазине проводят ревизию и находят её «микробизнес». По камерам из магазина и данным из 1С ревизоры устанавливают, что она успела оплатить бонусами товаров на 149 000 ₽.

Доказательства ущерба есть, договор о полной ответственности тоже. Поэтому магазин подаёт на кассира в суд и требует с нее 149 000 ₽.

Что возмещает работник

Работник обязан возместить работодателю прямой ущерб — это когда есть реальные потери денег или товара. Упущенную выгоду работник не возмещает (ст. 238 ТК РФ).

Суд обязывает работника возместить ущерб при таких условиях:

- у работодателя есть реальные потери;

- работник нарушил свои обязанности;

- ущерб возник вследствие нарушения обязанностей;

- во всей этой ситуации виноват работник.

Первый суд: нажива за счёт магазина

Магазин в суде объясняет, что если бы не махинация кассира, на эту сумму были бы продажи. Ведь в правилах магазина по оформлению карт ясно сказано — себе брать карту кассир не может, а она этот запрет нарушила. Кассир защищается: ну не я бы отоварила бонусы, так любой другой покупатель. Что потеряли-то?

Суд соглашается с магазином: кассир нарушила запрет с целью нажиться за счёт работодателя. Магазин выигрывает суд, и кассира обязывают возместить 149 000 ₽, а до момента уплаты на сумму долга будут начисляться проценты по ключевой ставке. Но кассир подаёт на апелляцию, и ситуация переворачивается с точностью до наоборот.

Пересмотр дела: кассир — как обычный покупатель

В апелляции суд видит дело радикально по-другому. Во-первых, нельзя запрещать работникам пользоваться бонусами, потому что в Трудовом кодексе такого запрета нет. Устанавливать свои запреты работодатель не может. Этот пункт в инструкции по оформлению карт — незаконный. Покупая карту, работник магазина становится обычным покупателем. Выходит, кассир ничего не нарушила.

Магазин же ничего не потерял, тут кассир права. На её месте мог быть любой другой покупатель с накопленными бонусами. Первое решение отменяют, магазин проигрывает дело.

Теперь уже магазин пишет жалобу в следующую инстанцию, но там ничего не меняют.

Памятка предпринимателю о махинациях с бонусными картами

В этом деле суд сказал, что нельзя запрещать работникам пользоваться бонусными картами работодателя. Инспекция труда считает точно так же (обоснование на сайте Инспекции). Мы не знаем юридических способов защиты от махинаций с программами лояльности, когда работник по сути встаёт на место клиента работодателя.

Единственный гарантированный способ защиты — нанимать только порядочных сотрудников. Но мы понимаем, что это утопия, поэтому чтобы усложнить жизнь нечестным кассирам, можно вместо физических бонусных карт использовать номера телефонов покупателей или электронные карты лояльности в телефоне. Тогда кассир не сможет использовать для наживы чужую бонусную карту. А если он начнёт пробивать покупки на себя или родственников, а потом покупать товары за бонусы, это будет несложно вычислить с помощью аналитики программы лояльности.

Автор: Елена Мехоношина

Редактор: Ирина Ситникова

Источник: https://zhiza.evotor.ru/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019