Контроль за продавцами маркированных товаров усиливается: разбираем новые индикаторы риска
С 13 октября 2024 года начали действовать новые индикаторы риска для продавцов маркированных антисептиков, БАДов, табака, воды и молочной продукции. Выявление этих индикаторов может стать поводом для внеплановой проверки торговой точки. Что это за индикаторы, сколько их и как они связаны с онлайн-проверкой кодов маркировки на кассе?
Разъяснила Оксана Кобзева, эксперт Контур.Маркета по кассовому законодательству.
Зачем нужны индикаторы риска
До 2030 года в России действует ограничение на проверки предпринимателей и юрлиц (Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336). Во время моратория контролирующие органы все-таки могут организовать внеплановую проверку, если зафиксировали отклонения по индикаторам риска. Индикаторы для продавцов маркированных товаров устанавливает Роспотребнадзор, они собраны в Приказе от 14.09.2023 № 635.
В сентябре 2024 года в список добавили еще 13 индикаторов (Приказ Роспотребнадзора от 02.09.2024 № 627 «О внесении изменений в Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей, утвержденный Приказом Роспотребнадзора от 14.09.2023 № 635»). Теперь их всего 47.
Что обновилось в индикаторах риска
С 13 октября 2024 года начали действовать 13 новых индикаторов. Два из них предназначены для продавцов антисептиков и БАДов. Их «возьмут на карандаш», если они продавали соответствующие товары с кодами маркировки, которых нет в Честном знаке, и такие продажи превысили средний объем реализации подобной продукции в одном объекте РФ за этот же период.
При выявлении индикаторов риска контролирующие органы берут период в календарный месяц.
Остальные 11 новых индикаторов касаются соблюдения правил онлайн-проверки кодов маркировки при продаже на кассе (Постановление Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944). Такую проверку еще называют «разрешительным режимом». Поэтому индикаторы предназначены только для тех товарных групп, для которых онлайн-проверка уже стала обязательной, это молочная продукция, упакованная вода и табак.
● Молочная продукция
В течение месяца продали товар без онлайн-проверки кода, и объем таких продаж превысил 150% от среднего объема реализации такой продукции в одном объекте РФ за этот же месяц.
● Вода
— Продали товар с истекшим сроком годности, и объем таких продаж превысил 1% от среднего объема реализации подобной продукции в одном объекте РФ за этот же месяц. При этом перед продажей указанного товара отправляли онлайн-запрос на проверку в Честный знак.
— Продали товар с истекшим сроком, и объем таких продаж превысил 2% от среднего объема реализации подобной продукции в одном объекте РФ за этот же месяц. При этом перед продажей указанного товара не отправляли онлайн-запрос на проверку в Честный знак.
— Продали товар без онлайн-проверки кода, и объем таких продаж превысил 250% от среднего объема реализации подобной продукции в одном объекте РФ за этот же месяц.
● Табак, никотинсодержащая продукция и устройства для ее потребления
— Продали товар без проверки кода идентификации, и объем таких продаж превысил 600% от среднего объема реализации подобной продукции в одном объекте РФ за этот же месяц.
— Продали товар с нарушением установленных требований к ценам на табачную продукцию, и объем таких продаж превысил 30% от среднего объема реализации подобной продукции в одном объекте РФ за этот же месяц. При этом перед продажей указанного товара отправляли онлайн-запрос на проверку в Честный знак. Маркировка кормов для животных: какой способ нанесения выбрать
— Продали товар с нарушением установленных требований к ценам на табачную продукцию, и объем таких продаж превысил 50% от среднего объема реализации подобной продукции в одном объекте в РФ за этот же месяц. При этом перед продажей указанного товара не отправляли онлайн-запрос на проверку в Честный знак.
— Продали товар с кодом маркировки, который уже выведен из оборота, и объем таких продаж превысил 5% от среднего объема реализации подобной продукции в одном объекте РФ за этот же месяц. При этом перед продажей указанного товара отправляли онлайн-запрос на проверку в Честный знак.
— Продали товар с кодом маркировки, который уже выведен из оборота, и объем таких продаж превысил 10% от среднего объема реализации продукции в одном объекте РФ за этот же месяц. При этом перед продажей указанного товара не отправляли онлайн-запрос на проверку в Честный знак.
— Продали товар с кодом маркировки, который еще не введен в оборот, и объем таких продаж превысил 0,5% от среднего объема реализации подобной продукции в одном объекте РФ за этот же месяц. При этом перед продажей указанного товара отправляли онлайн-запрос на проверку в Честный знак.
— Продали товар с кодом маркировки, который еще не введен в оборот, и объем таких продаж превысил 0,5% от среднего объема реализации подобной продукции в одном объекте РФ за этот же месяц. При этом перед продажей указанного товара не отправляли онлайн-запрос на проверку в Честный знак.
Теперь прийти с внеплановой проверкой могут еще и к тем продавцам, которые игнорируют запрет на продажу товара от Честного знака или вовсе не настроили разрешительный режим на кассах. Такие меры призваны защитить интересы потребителей и ограничить оборот небезопасной и нелегальной продукции.
Оксана Кобзева, эксперт Контур.Маркета по кассовому законодательству. Для NEW RETAIL
Источник: https://new-retail.ru/