Petroglif

Цифровые двойники в ритейле – кто это такие и почему с ними срочно нужно знакомиться?

двойники

Цифровой двойник магазина, цифровой двойник товара и даже цифровой двойник покупателя, – это не элементы литературной антиутопии. Это прекрасная технологическая реальность в актуальном ритейле, где цифровые двойники уже активно используются.

Ну вот, дожили, мало, кто понимает, что это такое «цифровые двойники» и «цифровые тени», а без этого уже нельзя жить. Как так? Да, очень просто! Мир так стремительно трансформируется, что многие явления врываются в нашу жизнь внезапно и меняют её настолько сильно, что мы уже не представляем, как могло быть иначе.

Недавно я посетил роскошное мероприятие по «Цифровым двойникам», организованное Ириной Ратиной в рамках проекта «День открытых технологий». К слову, всем кто действительно понимает неизбежность глубоких трансформаций в ритейле, да и в целом в экономике, советую обратить внимание на проводимые ею мероприятия, т.к. уровень спикеров на этих мероприятиях и уровень обсуждений вызывают восхищение.

Итак, перейдём к главному, что же такое «цифровой двойник» или «цифровая тень»? Для тех, кто уже в теме, определение покажется простым, но для людей, которые только знакомятся с этой темой, его будет вполне достаточно, чтобы понимать, как его можно применить на практике.

Цифровой двойник – это точная математическая модель реального физического объекта. А тень, на то она и цифровая тень, повторяет только основные характеристики объекта. Для большинства случаев подходит «цифровая тень», – ее и сделать быстрее, и не все характеристики нам часто нужны. Но чтобы вас не перегружать непривычными терминами и для простоты восприятия в этой статье не будем разделять «тень» от «двойника».

Проще всего пояснить эти понятия на примере использования следующей технологии.

Нам нужно создать воздушный шарик с заданными характеристиками, что мы делаем в этом случае? Мы просчитываем технические характеристики шарика, затем его изготавливаем и проводим испытания: колем иголкой, жжем огнём, режем ножом, просто терзаем его руками и прыгаем по нему ногами. Проверяем, тот ли шарик мы создали или нет, отвечает он нашим требованиям или нет. За время испытаний у нас погибнет с десяток таких шариков.

С шариком всё понятно – копеечное изделие, можно и сотню их полопать, а если это более сложное изделие, дорогое, в конце концов, к примеру, автомобиль? Каждый разрушенный образец стоит больших денег. Вот и решили инженеры ломать крушить и издеваться над изделиями лучше в цифровой среде, а на натурных испытаниях только подтверждать свою гипотезу. Благодаря этому экономится куча денег и времени.

Людей с художественным воображением для лучшего усвоения материала отправляю к фильму «Аватар», где весь сюжет как раз и закручен на цифровом двойнике.

Вы спросите – «причём здесь ритейл»?

Не так много испытаний нам в ритейле нужно проводить, мы же не самолёты строим, а просто шьём рубашки, йогурты разливаем и прочие не опасные для жизни предметы создаём, но не спешите с таким утверждением. Если мы оказались вместе с вами вовлечены в цифровую трансформацию, то, значит, цифровым двойникам быть и в ритейле, и у кого они появятся раньше, тот быстрее займёт лидирующее положение за счёт сокращения издержек и времени.

На мероприятии был задан вопрос – а где использовать цифровые двойники в ритейле? Я собрал предложения, которые прозвучали от участников, и добавил к их ответам существующие кейсы.

Цифровой двойник магазина

Представьте себе картину: в рамках стратегии развития мы говорим «нам нужен магазин в городе Тула, который нам принесёт ежемесячный доход 5 млн рублей». Как всё это произойдёт, когда цифровая трансформация нас окончательно поглотит и станет обыденной реальностью? У каждого магазина будет создан свой цифровой двойник, который включает в себя все параметры, которые свойственны обычному магазину, перечислим некоторые из них:

- вся коммерческая недвижимость города оцифрована, известны все локации города, их доступность, количество потенциальных покупателей. Частично такой сервис уже представляет «Платформа ОФД», которая является структурой «Сбербанка». Пока они этот сервис предоставляют только для малого бизнеса, но что стоит его масштабировать на весь ритейл?

- сама локация тоже оцифрована, в модели есть потоки покупателей, ставки аренды, размер помещения, эксплуатационные расходы и т.д.

- интерьер помещения также представляет из себя оцифрованное пространство, где оптимальным образом размещен на полках, вешалах, холодильниках и т.п. весь доступный товарный ассортимент.

- весь ассортимент оцифрован со всеми ему присущими характеристиками: размер, вес, цвет, упаковка, уровень продаж и т.п.

Можно к модели добавлять множество параметров, столько, сколько вам, грубо говоря, придёт в голову.

Маленькая ремарка: создание модели – более сложный процесс, чем создание физического объекта, но благодаря созданию цифрового двойника его дальнейшее масштабирование существенно экономит деньги.

Что дальше происходит?

Подбор локации, формирование интерьера, подбор ассортимента, выбор ставки аренды делается в автоматическом режиме с множеством вариантов для нахождения оптимального варианта. Если оцифрована вся недвижимость и известно, какое освобождается помещение, то поиск может идти в фоновом режиме на постоянной основе и просчёте множества вариантов в день.

При таком развитии событий кто у нас выпадет из пищевой цепочки? На ком сэкономит ритейлер?

Первыми выпадут брокеры, риелторы, т.к. все локации будут известны и, скорее всего, машины на аукционной основе будут определять ставки и условия контрактов. Как это сейчас делается на booking.com. Там, правда, нет аукционной системы, но что стоит её ввести?

Маркетологи – следующие на выход, т.к. потребительский рынок тоже будет оцифрован и уже не будет потребности в сложных маркетинговых исследованиях, достаточно будет сделать предиктивный анализ и его наложить на ту или иную локацию. Уже сейчас во многих областях экономики результаты предиктивного анализа очень точны. Придётся потесниться и создателям планограмм магазинов, т.к. это чисто утилитарная функция математических моделей.

Таким образом, большинство функций, которые сейчас выполняют люди можно будет заменить платформенными вычислениями.

Цифровой двойник товара

Это уже, в той или иной степени, используется некоторыми брендами. Для ритейлера важно понять, какой товар, с какими характеристиками будет пользоваться успехом в будущем. Как этого добиться? Очень легко это пояснить на примере фэшн. На основе предиктивного анализа довольно точно можно предсказать то, какие элементы одежды «выстрелят» в следующем сезоне, таким образом создается цифровой двойник товара с уже заданными характеристиками по продажам в следующем сезоне.

Цифровой двойник продавца

Всё это время мы говорили про оцифровку объектов физического мира, но не человека. Оказывается и это можно сделать, и проще всего начать с продавца. Вы, наверное, сейчас подумали про роботов в торговом зале, нет, конечно, нет, вы так не подумали, – цифра цифрой, а человеку лучше общаться с человеком, но можно наладить работу человека, так чтобы она была более эффективна, подобрать наиболее подходящего человека и для этого нам понадобятся цифровые двойники.

Вы знаете, что уже сейчас есть решения по динамическому составлению расписания работы продавцов. Это работает очень просто, предугадывая, когда произойдёт увеличение покупательского потока или его уменьшение, мы коррелируем график работы продавцов с этими потоками.

Поясню на примере, – мы ожидаем уменьшения потока покупателей, значит, мы уменьшаем количество продавцов. Благодаря этому затраты на зарплату уменьшаются на 10-15%, а продажи вырастают на 5-10% за счёт того, что в нужное время, когда вырастает поток посетителей, в зале находится нужное количество продавцов, чтобы обслужить выросший поток покупателей. Это уже часть цифрового двойника, малая часть, но всё же это уже модель. Как эту модель можно доработать, какие характеристики нужно добавить, чтобы она приблизилась к цифровому двойнику?

Как должен выглядеть продавец – накапливая статистику мы видим, какой продавец продаёт больше, а какой меньше. На основании этого мы можем составить образ продавца. Вы скажите он у нас и так создан, погодите, не спешите, это только часть оцифровки.

Анализируя поведение продавцов при помощи машинного зрения, мы можем по накопленной базе данных понять, какие действия продавца приводят к покупкам покупателей, а какие нет. На основе подобной цифровой модели создаётся модель обучения и скоринга работы продавцов. При помощи поощрений и штрафов достигается невероятная эффективность работы. И ещё, скорее всего, продавцы будут устроены на работу при помощи платформы, как сейчас это происходит в такси, она и будет отслеживать их работу, выставлять оценки и обучать.

Кто в этом случае пойдёт на выход?

Рекрутинговые агентства, разнообразные коучи, HR специалисты, которые занимаются набором и мотивацией низового персонала.

Цифровой двойник покупателя

И наконец, вершина этого действа – цифровой покупатель! На самом деле это уже не вершина, а вполне рутинная операция в e-Сommerce. Пока это так не называется, но именно там накапливаются огромные данные о покупателях, их поведении, предпочтениях, возрасте, поле и т.п., плюс сейчас все данные о покупках фискализируются, вводится поштучная маркировка товара и при желании любой ритейлер в состоянии накопить огромную базу данных и выстроить довольно обширную модель цифровых двойников.

Представьте теперь, что создан виртуальный магазин где-нибудь в Орле. Туда «заходят» цифровые двойники покупателей, что-то им не нравится, каким-то образом они реагируют на промоакции, скидки, какие-то товары они покупают, а какие-то игнорируют, в какие-то отделы магазина они не доходят – платформа незамедлительно меняет планировку виртуального магазина и так тысячу раз, просчитывая годовой цикл, а может и больший период жизни магазина для достижения заданного показателя по выручке. И вот когда все расчёты закончены, открывается реальный магазин, заходят в него аналоговые двойники и их модель на 80% - 90% сходится с поведением их цифрового двойника.

Кого в этом случае отправим на выход? Ответ: маркетологов, они нам нужны только на время составления цифровой модели, а при масштабировании уже не нужны. Нужны будут их совсем другие навыки, навыки моделирования поведения, анализа данных.

Оцифруйте мне ноги

Уже есть цифровые модели обуви и не хватало только цифровых ног для этой цифровой обуви.

Уже давно идут попытки оцифровать фигуру человека, по сути, создать цифрового двойника покупателя. Наиболее продвинулись в оцифровке ног, т.к. в этом есть острая необходимость от медицинских потребностей, чтобы создать ортопедическую обувь и стельки, до потребности интернет-магазинов сократить возврат обуви. Клиент, как правило, заказывает в интернет-магазине сразу несколько пар обуви, чтобы примерить, и поэтому возвраты обуви очень большие.

Сканирование ноги позволяет подобрать наилучшее сочетание и сократить возвраты. По словам создателей компании Try.Fit сканеры установлены или тестируются уже в магазинах сети «Эконика», Ralf Ringer, «Декатлон» и Intersport в России, New Balance в Бостоне. В 2017 году компания собрала базу из 20 тысяч стоп, а в 2018 году планирует собрать 1 млн. стоп! Ничего, что ноги сейчас «гуляют отдельно» от остального профиля покупателя, – дело времени и техники их в ближайшем будущем «подружить».

Цифровой двойник кожи

Относительно недавно сразу несколько косметических компаний Sephora (ColorIQ) , Estee Lauder (iMatch) объявили о наличии у них цифровых сканнеров кожи ColorIQ и iMatch, которые помогают идеально подобрать цвет тона и сопутствующие для него косметические средства.

Как это делается? Кожа сканируется в трёх точках: лоб, щека, подбородок и на основании этого подбираются подходящие продукты и назначается номер цвета.

Так Avon при помощи мобильного приложения Avon Magic Mirror поможет подобрать вам оттенок губной помады, теней и другой косметики.

Оказывается люди охотно делятся своей биометрическими данными с ритейлерами.

Цифровой двойник пластической операции

Не всегда цифровой двойник является отражением реального объекта. Сейчас пластические хирурги завалены просьбами девушек, которые создали себе при помощи Фотошопа в Instargam определённый образ и теперь хотят ему соответствовать. В этом случае, уже цифровые двойники начинают влиять на своих «аналоговых» прототипов. Такое, замечу, невозможно в физическом мире. Невозможно, чтобы цифровой двойник мячика изменил своего аналогового брата, а в социуме это возможно.

Возможно, что описанные примеры использования цифровых двойников вас натолкнут на новые способы их применения. Поделитесь ими, присылайте примеры мне в Facebook.

***

Цифровой мир возможен только в том случае, если идёт оцифровка всех процессов и данные этих процессов накапливаются, а затем используются, поэтому если у вас есть накопленные данные и вы их не используете, то подумайте, как это сделать, а если вы не накапливаете данные, то срочно начните это делать.

Самый главный вопрос, который возникает в связи с этой технологией, – а нужен ли будет ритейл вообще в этой цифровой кутерьме? А ответ на этот вопрос мы оставляем открытым...

Обзор составил Борис Агатов,

Независимый эксперт по внедрению инноваций в ритейле

Источник: https://new-retail.ru

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019