Petroglif

Маркировка обуви: что следует знать производителям и продавцам

11105

«Законодательство ещё сырое и правила игры не очевидны»

1 января 2019 года вступил в силу федеральный закон № 488-ФЗ о единой информационной системе маркировки товаров с использованием контрольных (идентификационных) знаков. Обувь – одна из категорий товаров, подлежащих обязательной маркировке с 1 июля этого года. Но новые правила в полной мере заработают только с 1 февраля 2020 года. О том, как изменится жизнь всех участников обувного рынка в России, порталу Biz360.ru рассказала Светлана Петропольская, эксперт по правовым вопросам московского отделения «Опоры России».

Что изменится на рынке обуви

Несмотря на то, что маркировка обуви по закону должна была стать обязательной для всех участников обувного рынка с 1 июля, в реальности бизнес получил передышку - переходный период продлится до 1 февраля 2020 года и будет осуществляться в два этапа:

с 1 июля 2019 года по 1 октября 2019 - регистрация участников отрасли в национальной системе цифровой маркировки «Честный знак» (далее - система ЧЗ);

с 1 октября 2019 по 1 февраля 2020 года - получение участниками рынка оборудования, необходимого для маркировки, и маркировка остаточной продукции.

Законодательство предусматривает нанесение на упаковку каждой пары обуви индивидуального кода. Повторное использование одного и того же кода невозможно, за исключением случаев, когда покупатель возвращает товар продавцу.

Согласно требованиям закона, после 1 февраля 2020 года каждая пара обуви, предназначенная для продажи, должна быть промаркирована. Если маркировка отсутствует, участники рынка могут быть привлечены к административной, а в отдельных случаях и к уголовной ответственности.

Кто попадает под новые требования

Законодатель вводит требования об обязательной маркировке обувной продукции как для отечественных, так и для зарубежных производителей. При этом обувная продукция, поступающая из-за рубежа, должна быть промаркирована до её ввоза на территорию РФ. Обязанность проверять исполнение этого требования закона возлагается на сотрудников таможенной службы. Предполагается, что зарубежные поставщики, по крайней мере в первое время, не смогут привести свой товар в соответствие с российскими требованиями. Поэтому обязанности исполнения требований по маркировке фактически лягут на плечи импортёров.

Продавцы также будут обязаны промаркировать все имеющиеся у них остатки обувной продукции. Предполагается, что они смогут это сделать с использованием упрощённых кодов. В случае возврата товара покупателем продавец обязан произвести его повторную маркировку для повторного легального ввода продукции в торговый оборот.

Требование о маркировке затронет не только продажи в магазинах, но и на рынках. Продавцы на рынках будут обязаны подать данные о маркировке в национальную систему ЧЗ не позднее трёх дней с момента реализации продукции.

Таким образом, обязательная маркировка коснется производителей, импортёров и продавцов, то есть абсолютно всех участников обувного рынка.

Какая обувь потребует маркировки

На сегодняшний день конкретного перечня продукции, подлежащей обязательной маркировке, не существует. Поэтому участники рынка должны ориентироваться по специальным перечням кодов Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД-2) и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Однако, по замыслу законодателя, уже к 2024 году абсолютно вся обувь, продаваемая на территории России, должна быть маркированной.

Анализ перечней кодов из ОКПД-2 и ТН ВЭД показывает, что уже существующие требования о маркировке охватывают всю обувную номенклатуру. Из этого следует, что и домашние тапочки, и элитные туфли одинаково нуждаются в маркировке. Более того, даже спецобувь, приобретённая компаниями для собственных нужд без цели последующей продажи, потребует отправку соответствующих сведений о каждой паре в национальную систему ЧЗ. Очевидно, что избежать маркировки законным путём ни у кого не получится.

Как будет наноситься маркировка

Для маркировки обувных изделий применяются спецкоды DataMatrix. Каждый код состоит из следующих элементов:

- идентификационный код GTIN;

- уникальный серийный номер с криптозащитой;

- идентификатор продукции по ТН ВЭД (четыре цифры);

- электронная подпись, которая сканируется на кассе в момент продажи, и, при необходимости, может вводиться продавцом вручную.

Коды DataMatrix представляют собой небольшой чёрно-белый квадрат и не занимают много места на упаковке, их можно распознать даже при частичном повреждении изображения.

Для нанесения маркировки производителям и импортёрам обуви необходимо направить запрос оператору национальной системы маркировки ЧЗ (он же оператор ЦРПТ) о создании соответствующего идентификатора на товар. На основании такого запроса оператор генерирует уникальный код с криптозащитой на каждую пару обуви и отправляет его производителю/импортеру. Те распечатывают спецкод и наносят его на упаковки с продукцией.

Спецкод подлежит обязательному сканированию при:

- импорте продукции;

- логистических операциях;

- оптовой и розничной продаже;

- списании продукции.

Благодаря маркировке вся информация о товаре, с момента его выпуска на производстве и до продажи конкретному потребителю или списания, в полном объёме аккумулируется в информационной базе национальной системы маркировки ЧЗ. Это позволяет отследить каждую конкретную пару обуви на любой стадии оборота. После продажи обуви конечному потребителю спецкод и привязанный к нему товар выбывают из оборота.

Упрощённая процедура

Для ускорения и облегчения маркировки остаточной продукции существует упрощённая процедура. Упрощённые спецкоды можно будет получить в период с 1 июля по 1 октября 2019 года.

Продукция с упрощённой маркировкой должна быть реализована в течение двух лет с момента её ввода в оборот. Получить такие спецкоды можно будет в личном кабинете на официальном сайте национальной системы маркировки «Честный знак». Поэтому применение спецоборудования для них не понадобится.

Ответственность за нарушения

Нарушения требований законодательства о маркировке будут выявлять в ходе проверок различных контролирующих органов. В зависимости от стоимости партии выявленной немаркированной обуви нарушителям угрожает административная или уголовная ответственность.

Административное наказание:

- за производство немаркированной обуви - конфискация нелегальной партии товара и штраф от 50 000 до 100 000 рублей для юридических лиц и от 5 000 до 10 000 рублей для должностных лиц;

- за продажу, перевозку или хранение немаркированной обуви - конфискация нелегальной партии товара и штраф для ИП от 2 000 до 4 000 рублей, для юридических лиц от 50 000 до 300 000 рублей, для должностных лиц от 5 000 до 10 000 рублей.

Уголовное наказание предусмотрено в случаях, когда стоимость немаркированного товара превышает 1,5 миллиона рублей. Дело возбуждается по статье 171.1 Уголовного кодекса РФ с максимальным наказанием до 3 лет лишения свободы.

Проблемы участников рынка

Как показывают последние опросы представителей индустрии, большинство участников обувного рынка до сих пор не готовы к нововведениям и опасаются предстоящей реформы.

Главные проблемы на сегодняшний день следующие:

1. Неясность нового законодательства в деталях. Разработка новых правил и инструкций по их применению ещё не закончена. У бизнеса нет чёткого представления о том, какие новые требования могут появиться, что может внезапно измениться, и как законодательство о маркировке будет работать в конечном итоге. Всё это приводит к некоторому смятению у представителей отрасли.

2. Отсутствие необходимого оборудования в большинстве торговых точек. В частности, у половины ритейлеров вообще нет сканеров, а у большинства из тех, кто имеет сканеры, они не годятся для считывания нового кода. Тут требуются двумерные, а не одномерные сканеры. Аналогичные проблемы существуют с контрольно-кассовой техникой и программным обеспечением, которые также потребуют обновления мощностей.

3. Неизбежность дополнительных расходов на выполнение требований о маркировке.

4. Непонимание, каким образом можно легализовать остатки продукции. Общее направление понятно, но не ясна последовательность действий.

5. Проблемы с маркировкой продукции на территории зарубежных государств для её последующего ввоза на территорию РФ. В соответствие с законодательством товар должен быть промаркирован до пересечения границы, наносить маркировку на территории РФ и даже на складах временного хранения нельзя.

6. Возможность привлечения к административной и уголовной ответственности при выявлении соответствующих нарушений в условиях, когда законодательство ещё «сырое» и «правила игры» не очевидны.

Источник: https://biz360.ru

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019