Petroglif

Обязательная маркировка сигарет с 1 марта 2019

м3

С 1 марта 2019 года на основании Постановления Правительства РФ № 792-р введена обязательная маркировка сигарет. Эта же норма утверждена и Законом № 272-ФЗ от 29.07.18.

Что она собой представляет и как осуществляется, с какого времени и кому её нужно проходить? Как к этой процедуре необходимо готовиться, какое оборудование приобретать и устанавливать, какого эффекта стоит ожидать государству в целом и представителям бизнеса в частности? Какое наказание ждёт лиц, нарушивших нормы закона об обязательной маркировке? Получить ответы на эти вопросы можно после ознакомления с материалами этой статьи.

Что представляет собой обязательная маркировка сигарет и других товаров

Маркировка — это процесс нанесения на товар или его упаковку специального цифрового штрихкода, при помощи которого они потом распознаются кассовым ПО. Благодаря этому государство получает нужные сведения о выпущенной, хранящейся на складах, перевозимой, поступившей в магазины и проданной продукции. У потребителя появляется возможность убедиться в оригинальности продукции и её качественной составляющей. Система нанесения цифрового кода не даст возможности контрафактной продукции дойти до складских стеллажей или полок магазинов.

Как выглядит и каким образом наносится цифровой код DataMatrix при обязательной маркировке табака

На пачку наносится цифровая двухмерная матрица DataMatrix. В вертикальном и горизонтальном положении на белом фоне размещается четное количество модулей. В каждом из блоков в виде буквы L наносятся две или более пересекающиеся линии. В зависимости от того, где этот код размещается, матрица содержит обязательные поля из определённого количества символов. Нанесённый на блок, сигаретную пачку или коробку штрихкод затем считывается при помощи 2D-сканера. Работа этой системы похожа на работу используемой в розничной торговле с 2018 года ЕГАИС, которая применяется для контроля за оборотом алкоголя.

Нанесение штрихкода на сигаретную пачку

На данный момент основная информация, закодированная в DataMatrix, дублируется для потребителя в виде более привычных букв и цифр. Код содержит в себе 29 (14+7+4+4) обязательных символов.

- GTIN. Печатается сбоку или внизу пачки. В 14 цифрах собраны все данные о товаре и история его транспортировки.

- Идентификационный код. Это семь прописных и строчных литер в латинской транскрипции.

- МРЦ. Четыре символа, свидетельствующих о максимальной розничной стоимости упаковки в рублях и копейках.

- Проверочный код. Четыре цифры, прописные и строчные буквы в латинской транскрипции.

Аналогичным образом, с учётом некоторых нюансов наносится обязательная маркировка на блок сигарет, а также на транспортную упаковку.

Каким образом работает система обязательной маркировки табачной продукции

Штрихкоды генерирует Центр по развитию перспективных технологий (ЦРПТ). Сотрудниками этой организации создана система контроля за оборотом табачных изделий (ИС МОПТ). С её помощью движение сигарет отслеживается сразу после их выпуска и до момента непосредственной реализации.

Порядок проведения обязательной маркировки табачной продукции

Обязательное нанесение цифрового штрихкода DataMatrix состоит из нескольких этапов, которые должны соблюдать производитель, поставщик и продавец.

Этап 1

Изготовив табачные изделия, производитель делает запрос в ЦРПТ для получения цифрового кода DataMatrix. Полученную матрицу наносят на каждую пачку в отдельности, а также на блок и на коробку, в которую они упакованы. Только после этого промаркированные сигареты переходят на баланс фабрики-изготовителя. Уникальный штрихкод присваивается оператором единожды. После этого его не подделаешь и не используешь повторно.

Этап 2

Поставщик официально отправляет запрос на поставку нужного количества сигарет. При помощи электронного документооборота (ЭДО) ему высылается универсальная накладная для передачи данных (УПД). В ней указаны присвоенные каждой пачке и блокам идентификационные данные. После проверки штрихкодов, поставщик принимает УПД. Информация о передаче партии сигарет поставщику через ЭДО направляется в систему мониторинга. В результате продукция поступает в распоряжение дистрибьютора.

Этап 3

После транспортировки дистрибьютор отправляет всю партию в одну или в несколько торговых точек. Все происходит по аналогичной схеме. Поступление продукции на баланс розничного магазина также обязательно отражается в информационной мониторинговой системе.

Этап 4

Покупатель приобретает сигареты. Продавец считывает при помощи сканера штрихкод на пачке или блоке и получает от покупателя деньги. Онлайн-ККМ автоматически отправляет информацию о совершенной сделке ОФД, с которым владелец магазина заключил ранее договор. Оператор направляет эти данные в информационную систему, отслеживающую перемещение этого вида продукции. Проданный товар после этого не числится на балансе торгового объекта.

Обратите внимание! ФНС РФ разработало специальное приложение «Проверка маркировки товаров», которое работает на базе iOS или Android. При желании каждый потребитель товара может в любое время проверить легальность пачки, с нанесённым на неё ДатаМатрикс штрихкодом.

Кому готовиться к обязательной маркировке табачной продукции c 2019 года

Этот процесс окажет прямое влияние на приёмку товарно-материальных ценностей, их хранение и последующую реализацию. Продавцы и дистрибьюторы обязаны использовать только помеченную специальными цифровыми кодами продукцию. Если сотрудники торговой точки станут продавать сигареты без штрихкодов, то их привлекут к ответственности за реализацию контрафактных изделий.

Подготовка к процессу нанесения штрихкодов

Для соблюдения норм закона надо предварительно подготовиться к процессам приёмки, хранения и продажи.

Приёмка

Представителям малого и среднего бизнеса, которые планируют использовать эту систему товарооборота, стоит получить представление о том, каким образом:

- заполняются УПД-накладные;

- принимается продукция;

- отказываются от приёмки при нарушении законодательства;

- настроить для работы систему ЭДО;

- провести обучающие курсы персонала по работе с 2D-сканерами.

Хранение

На приобретаемые упаковки табака цифровая информация наносится в разное время. Поэтому для их хранения оптимизируется складское помещение, чтобы отдельно размещать немаркированную и подлежащую кодированию продукцию.

Реализация

Для направления данных о продаже ОФД сканируется как сам товарный знак, так и штрихкод DataMatrix. С этой целью используется 2D-сканер и подписывается параллельно дополнительное соглашение с ОФД.

Обратите внимание! Надо проверять выданные цифровые коды в процессе приёмки продукции. После сканирования коды сравнивают с теми, которые указаны в УПД накладной. В случае их отсутствия, во избежание штрафных санкций, приёмка и отгрузка прекращается.

Необходимое оборудование и другие затраты для внедрения новой системы

Производитель, дистрибьютор, оптовый поставщик и розничный продавец приобретают соответствующее оборудование и несут иные предусмотренные законом расходы.

Производитель после приобретения ЭЦП покупает:

- аппаратно-программный комплекс, который подключен к системе мониторинга и позволяет получать ДатаМатрикс-штрихкоды;

- принтер для создания этикеток.

Для этого он тратит:

- однократно — от 12 до 15 млн рублей на приобретение принтера для этикетирования и оборудования для проведения сериализации и агрегации табачной продукции;

- ежегодно от 7 до 21 млн рублей на оказание услуг системы ОДО.

Кроме этого производитель обращается в ЦРПТ за бесплатным получением регистратора эмиссий.

Дистрибьютор или оптовый поставщик обязан иметь ЭЦП, подключиться к системе ЭДО, приобрести терминал для сбора данных, который способен считывать 2D-штрихкоды, а также термотрансферный принтер для печати этикеток.

Дистрибьютором и оптовым поставщиком расходуется:

- однократно — около 70 000 рублей для покупки терминала для сбора данных с возможностью чтения 2D-штрихкода и принтера термотрасферного типа для этикетирования;

- ежегодно — минимум 270 тысяч и максимум до 5 млн рублей на оказание услуг ЭДО.

Розничный продавец после приобретения ЭЦП обязан:

- зарегистрироваться в системе ЭДО, которая формирует и заверяет при помощи ЭЦП электронные документы, принимает УПД-накладные, в том числе используя возможности личного кабинета;

- купить функционирующие в паре с онлайн-ККТ сканеры для мониторинга, способные считывать DataMatrix коды;

- подписать договор с ОФД, который затем будет передавать информацию о продаже продукции.

Для приобретения оборудования и выполнения требований законодательства продавец вносит:

- единоразово в среднем от 4 000 до 20 000 рублей на приобретение 2D-сканера и терминала для сбора информации;

- от 7 500 рублей на обновление и поддержку кассового ПО.

Обратите внимание! Начиная со второго полугодия 2018 года, все предприниматели, реализующие табачную продукцию, независимо от формы налогообложения, обязаны использовать в своей работе только онлайн-ККМ.

Вместе с онлайн-кассами необходимо применять сертифицированные фискальные накопители с криптоключом до 13 месяцев, одобренные ФНС РФ. Онлайн-ККТ с ФН рекомендуется приобретать в специализированной компании. Покупатель в этом случае получает гарантию на консультацию по любым техническим вопросам и сервисное обслуживание в процессе эксплуатации оборудования.

Наказание за нарушение правил по обязательной маркировке табачной продукции для розничных магазинов ИП и юр.лиц

Если с марта 2019 года продажа будет осуществляться с нарушением норм законодательства, то виновные лица подвергаются административному наказанию по ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ.

За изготовление не прошедшего впоследствии регистрацию табака:

- ИП оштрафуют от 10 000 до 15 000 рублей;

- компании выплатят в десять раз большие суммы.

При реализации сигарет без штрихкода:

- физическое лицо оштрафуют на сумму от 4 000 до 5 000 рублей;

- ИП — от 10 000 до 15 000 рублей;

- компании выплатят штраф от 200 до 300 тысяч рублей.

При обнаружении неучтённой контрафактной продукции во время проверки, ее конфискуют.

Какого эффекта стоит ожидать от введения системы обязательной маркировки табака

С февраля 2018 года действует пилотный проект по цифровому кодированию табака. На начальном этапе штрихкоды наносили на пачки. Через месяц первая партия была направлена на оптовый склад, а в апреле её продали, используя онлайн-кассы и 2D сканеры.

С июля до конца декабря 2018 года желающие компании участвовали во втором этапе. После его окончания будут устранены возникшие недочёты в функционировании системы и утвержден окончательный порядок её работы.

За время действия пилотного проекта его участники смогли:

- отработать процесс кодирования непосредственно на крупных предприятиях-производителях;

- запустить пробный мониторинг в ЕГАИС;

- протестировать работу мобильного приложения для проведения общественного контроля.

Официальная статистика Минпромторга свидетельствует о том, что около 13 млрд сигарет, продающихся на рынках России за год, относятся к несертифицированным. Это позволяет усомниться в их качестве, которое никто не контролирует. Система нанесения цифровых кодов сделает рынок табачной продукции прозрачным и полностью отслеживаемым. Не соответствующие ГОСТам сигареты не попадут на прилавки магазинов и в руки покупателей.

После этого на рынке появится честная конкуренция, что приведёт к пополнению бюджета, т. к. производители и продавцы не смогут скрывать доходы, они вынуждены будут платить налоги и акцизные сборы. Дополнительные расходы, которые понесут производители, дистрибьюторы и продавцы при вхождении в этот процесс, компенсируются большими объемами продаж и получением чистой прибыли.

Резюме

Производители, поставщики и продавцы табака, начиная с марта 2019 года должны соблюдать предложенный государством порядок реализации. Это можно сделать только после приобретения соответствующего оборудования, получения в ЦРПТ штрихкодов DataMatrix, размещения их на пачках, блоках и коробках с сигаретами и постоянного взаимодействия с системой мониторинга. Нарушение закона влечёт за собой для производителей и продавцов штрафные санкции.

Источник: https://online-kassa.pro

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019