Petroglif

Исчерпан ресурс КС ФН: нужно ли менять накопитель

Согласно ФЗ-54, практически все хозяйствующие субъекты в сфере торговли, услуг и общепита обязаны использовать онлайн-кассы. В отличие от устаревших моделей с ЭКЛЗ, новые ККТ оснащены фискальным накопителем, который обеспечивает сбор, хранение и дистанционную передачу документов в ФНС через интернет.

Если на экране возникла надпись «Исчерпан ресурс ФН», а на чеке — «Ошибка 234», это свидетельствует о том, что в фискальном накопителе закончился резерв криптопроцессора (КС), и он требует срочной замены. В противном случае контрольно-кассовое оборудование не сможет передавать информацию в ИФНС, что считается нарушением законодательства и грозит штрафами в соответствии с КоАП РФ.

В этой статье поговорим о том, что делать, если исчерпан ресурс КС ФН, как поменять устройство, предотвратить появление ошибок и избежать проблем с налоговой.

Что значит «исчерпан ресурс ФН»

Фискальный накопитель — программно-аппаратное криптографическое средство в опломбированном корпусе. Криптопроцессор — это вычислительный модуль накопителя, его ядро и «мозг», выполняющий несколько основных функций:

- формирование фискальных признаков;

- запись и долговременное хранение данных;

- шифрование и защита ФД, передаваемых оператору фискальных данных (ОФД);

- расшифровка и аутентификация сообщений, подтверждающих факт приема документов ОФД.

Источник: https://online-kassa.ru

Истечение срока

Когда говорят, что ресурс КС ФН исчерпан, речь идет об окончании срока действия ключа фискального признака (ФП). Он содержится в криптопроцессоре, обеспечивает безопасность фискальной информации, предотвращая ее фальсификацию или корректировку.

Микрочип выпускаются со сроком пользования 13, 15 и 36 месяцев.

Согласно ст. 4.1 ФЗ № 54, чипы сроком на 3 года обязательны для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги населению, а также работающих на специальных налоговых режимах: УСН, «вмененка», патент и ЕСХН.

Исключения из этого правила предусмотрены:

- для продавцов подакцизных товаров;

- сезонного бизнеса;

- платежных агентов (посредников, принимающих платежи от физлиц);

- при совмещении специальных налоговых систем с ОСНО.

Перечисленные субъекты вправе применять любую модификацию от 13 месяцев, как и предприниматели, ведущие деятельность на ОСН.

При реализации крепкого алкоголя и других акцизных товаров криптопроцессор будет работать не более 410 дней, независимо от того, какой период указан в паспорте. Все современные онлайн-ККТ заранее оповещают кассиров о скором завершении срока пользования.

1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.

2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!

3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.

Переполненная память

Окончание заявленного периода эксплуатации ключа — не единственная причина ошибки 234. Такое уведомление появляется на терминале и в том случае, если заполнена память накопителя.

Ключа на 13 месяцев хватает в среднем для 150-180 тыс. операций, на 15 месяцев — до 210 тыс., 36 месяцев — до 500 тыс. чеков.

Ресурс памяти ФН бывает исчерпан до окончания срока эксплуатации, например, если в магазине большой клиентопоток — от 150-200 человек в день.

Когда объем оставшейся памяти начнет стремиться к критическому значению, контрольно-кассовая техника оповестит владельца сообщением на экране.

Что делать, если исчерпан ресурс ФН

Итак, ККТ может выдавать ошибку об исчерпании ресурса ФН в двух случаях: если закончился период службы фискального устройства или не осталось места для записи ФД (заполнена память).

В обеих ситуациях для устранения сбоя предусмотрен стандартный порядок действий.

Исчерпание ресурса ФН: процедура переустановки

Ключ с истекшим сроком службы и переполненной памятью подлежит обязательной замене:

- Войдите в ЛК на сайте ОФД, уточните дату и время создания последнего чека.

- Кассовый таймер поставьте на 5 минут позже момента создания последнего фискального документа.

- Убедитесь, что все чеки отправлены. Если это условие не выполнено, передайте оставшиеся документы в ОФД и дождитесь уведомления о получении.

- Сформируйте отчет о закрытии смены. Поле «Количество неотправленных ФД» должно оставаться пустым.

- В настройках выберите раздел «Заменить ФН» и закройте архив. ККМ направит отчетность и распечатает документ о завершении отправки ФД.

После этого можно заняться переустановкой накопителя:

- отключите терминал от электропитания;

- извлеките просроченный накопитель и установите другое устройство;

- включите оборудование;

- в сервисном меню установите точные значения даты и времени первой операции;

- сформируйте отчет об изменении регистрационных параметров, а в качестве причины повторной регистрации укажите — «Замена ФН».

По окончании процедуры терминал распечатает отчетный документ, а в окне утилиты отобразится статус успешного завершения операции.

Исчерпан ресурс КС ФН: что делать для регистрации в ИФНС

Согласно п. 16 статьи 4.2 54-ФЗ, при замене фискального накопителя кассу необходимо перерегистрировать в ИФНС. Для этого собственнику терминала не нужно идти в отделение ФНС: оформить и подать заявку можно с помощью КЭП на сайте nalog.ru:

- войдите в личный кабинет на страницу «Учет ККТ»;

- кликните на ККТ, которую нужно перерегистрировать;

- заполните форму сведениями из отчета о закрытии архива и измененными регистрационными параметрами;

- выберите наименование модели ККМ из перечня в реестре и укажите ее заводской номер;

- подпишите заявление ЭП и отправьте в налоговую службу.

ИФНС обрабатывает онлайн-заявку в течение 5 дней. При успешной проверке информации регистрационная карточка обновляется в ЛК. Для подтверждения операции кликните на кнопку «Завершить».

На странице «Учет» отобразится обновленный статус — «ККМ перерегистрирована».

После этого обновите информацию в драйвере кассы и в личном аккаунте ОФД, укажите номер нового накопителя и другие параметры, согласно инструкции и подсказкам (зависит от конкретной модели кассы).

С этого момента касса готова для полноценной работы и отправки сведений в ФНС.

Старый накопитель необходимо хранить в течение 5 лет: ИФНС вправе потребовать его для проверки данных.

Исчерпан ресурс ФН: что делать, если возник сбой при закрытии смены

Если сообщение об исчерпанном резерве КС появилось при открытой смене, у пользователя могут возникнуть проблемы с закрытием архива.

Например, ошибка появилась, когда кассир отпускал товар покупателю, но касса не успела отправить чек оператору.

В этой ситуации поможет следующий алгоритм действий:

- включить ККТ и запустить драйвер;

- на «горячую» извлечь накопитель из аппарата;

- выполнить техническое обнуление — запустить утилиту, активировать режим boot, в командной строке ввести 6В;

- дождаться обнуления и вернуть кассу в нормальный режим;

- дату и время ККТ выставить такие же, как на последнем пробитом чеке;

- выключить терминал и вернуть фискальное устройство на прежнее место;

- активировать ККМ (если смена открыта, закрыть ее через драйвер);

- удостовериться, что все чеки ушли в ОФД, получить подтверждение и закрыть архив.

Если эти операции не помогли, рекомендуется обратиться в центр техобслуживания.

Что значит «исчерпан ресурс хранения ФН»

В процессе работы с кассовой техникой может появиться сообщение — «Ошибка 235», что значит — исчерпан ресурс хранения ФН. Иными словами, в фискальном устройстве истек срок хранения документов без подтверждения. Из-за системного сбоя терминал не может формировать чеки с ФП и закрыть смену.

Такая проблема появляется в том случае, если в течение 30 дней касса не отправляла данные в ОФД по ряду причин:

- в точке продаж пропал доступ к интернету, например, введены некорректные параметры Wi-Fi, и модуль не находит сеть;

- не установлена SIM-карта;

- не оплачен интернет;

- настройки сети изменены провайдером (обновленные параметры не прописаны в ККМ);

- отсутствует связь с оператором ФД, например, сбились настройки, введен неправильный адрес ОФД, не продлен договор обслуживания или не произведена оплата по тарифу;

- сбои в работе сетевого оборудования.

В некоторых случаях уведомление «исчерпан ресурс хранения ФН» возникает из-за неисправности накопителя. Собственнику следует обратиться к поставщику, так как при выявлении заводского брака устройство подлежит бесплатной замене. Если поломка возникла по вине кассира, например, после интенсивного или неаккуратного использования, придется приобрести новый накопитель и перерегистрировать кассу.

ФНС дает 30 дней для устранения неисправностей и возобновления информационного обмена. В течение этого времени владелец ККТ может предотвратить появление ошибки 235 и избежать блокирования фискального устройства. Не более месяца допустимо применять кассу в автономном режиме — распечатывать чеки без фискальных реквизитов, накапливать данные, но не пересылать их в ИФНС. Если по окончании 30 дней налогоплательщик не решит проблему с интернетом и не наладит процесс взаимодействия с ОФД, накопитель блокируется, и разблокировать его уже нельзя.

Исчерпан ресурс хранения ФН: что делать с интернетом

В первую очередь рекомендуется проверить состояние интернет-соединения.

При отсутствии интернет-связи:

- пополните счет;

- проверьте, не поврежден ли интернет-кабель;

- перезагрузите сетевое оборудование;

- заново подключите технику к сети и произведите необходимые настройки.

Если проблему не удалось устранить, обратитесь к поставщику интернет-услуг или воспользуйтесь альтернативными способами, например, модемом с другой SIM-картой, Ethernet, Wi-Fi и т.д. Точку доступа к интернету можно создать на смартфоне или планшете.

Исчерпан ресурс хранения ФН: отсутствие связи с ОФД

Вторая распространенная причина ошибки 235 — это проблемы интеграции с сервисом ОФД. В этом случае потребуется программно-аппаратная диагностика.

Исчерпан ресурс хранения ФН: не удается найти проблему

Кассовый аппарат подключается к интернету, контакт с ОФД поддерживается, но чеки все равно не передаются, и возникает ошибка 235.

В этой ситуации рекомендован следующий алгоритм:

- уточните дату отправки последнего чека в ЛК на портале оператора;

- найдите нужный чек по номеру на ККМ;

- если напротив чековых атрибутов (дата, время, стоимость покупки) стоят нули, воспользуйтесь услугами техцентра, возможно, микрочип вышел из строя и требует профессиональной диагностики.

Придется ли платить штрафы, если исчерпан ресурс хранения ФН

Торговля с просроченным ключом ФД — это нарушение 54-ФЗ, влекущее за собой начисление штрафных санкций (ст. 14.5 КоАП РФ):

для юрлиц — от 75 до 100 % от оборота за неучтенный период, но не менее 30000 р.;

для ИП — от 1/4 до 1/2 от суммы продаж, но не меньше 10000 р.

Если на кассе возникли сбои в передаче ФД, но владелец не устранил проблему в течение 30 дней и данные в ФНС не поступают, тоже начисляются штрафы:

для ООО — 5000-10000 р.;

для ИП и физлиц — 1500-3000 р.

Повторное неисполнение требований закона с объемом неучтенной выручки от 1 млн рублей грозит более серьезными последствиями. Деятельность ИП могут приостановить на 90 дней, а должностному лицу запретить занимать должность от 1 до 2 лет.

Во избежание блокировки и проблем с налоговой следует регулярно проверять подтверждения об отправке данных.

Это легко проверяется по отчетам:

- о закрытии смены;

- о текущих расчетах (можно создать в любой момент, не дожидаясь завершения смены).

В обоих отчетах будет указано количество неотправленных ФД (должно быть равно нулю). Это говорит о том, что все пробитые чеки приняты оператором. Если это значение отличается от 0, необходимо уточнить, в какой момент времени ККТ перестала отправлять чеки и выявить причину сбоя.

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019