Petroglif

Маркировка молочной продукции — ответы на актуальные вопросы

С 20 января 2021 года в России стартовала добровольная маркировка молочной продукции. Начало эксперимента было положено 11 января — состоялось подписание меморандума о сотрудничестве между Минпромторгом и оператором системы мониторинга — Центром развития перспективных технологий. Документом устанавливается, что статус обязательной маркировка приобретет в конце года — с 1 декабря, но для некоторых товарных групп в виде исключения она начнется раньше. Так, продажа сыров и мороженого по новым правилам будет запущена уже с 1 июня. Бизнесу важно успеть подготовиться к всеобщей маркировке молочной продукции. Дадим ответы на самые актуальные вопросы предпринимателей, разберем все нюансы.

Когда вводится маркировка молочной продукции и кто должен ее наносить

Перейти на новые правила работы одномоментно нельзя — необходимо переоборудование бизнеса, обучение персонала. Именно с этой целью с 20 января запущен подготовительный этап. В течение этого срока производственники и продавцы могут добровольно наносить средства идентификации на товары и на практике изучать этапы введения их в оборот и фиксации выбытия с использованием ККТ. Пробный период для разных категорий товаров заканчивается в разное время, как и наступает обязательный. Так, в 2021 году без средств идентификации нельзя продавать:

с 1 июня — сыры и мороженое;

с 1 сентября — всю продукцию из молока, срок хранения которой превышает 40 суток;

с 1 декабря — «молочку» сроком годности менее 40 суток. А параллельно с этим вводится обязанность регистрировать выбытие маркированных товаров через онлайн-кассы.

На 2022 год и далее планы правительства такие:

с 1 сентября ввести в практику объемно-артикульный учет для оптовиков и розницы;

с 1 декабря внедрить маркировку для фермеров, которые ведут прямые продажи через свои розничные сети;

и финальный аккорд — с 1 декабря 2023 года — будет введен поэкземплярный учет «молочки» со сроком годности свыше 40 суток.

Помимо обозначенных этапов, меморандумом вносится ясность в вопрос нанесения средств идентификации. Документом устанавливается, что максимум нагрузки возлагается на продавцов. Что касается производителей, то они могут не переоборудовать товарные линии для нанесения кодов, если сами не торгуют своей продукцией. Если продажами занимается один или несколько посредников, то обязанность по маркировке полностью возлагается на них.

Если реализуемый предпринимателем ассортимент включает молочную продукцию жирностью 25 % и выше, то каждая упаковка должна содержать двумерный код. К этой категории в первую очередь относятся сыры, сливочное масло и мороженое. Стоит обратить внимание, что для последнего ситуация изменилась кардинально. До введения маркировки на упаковку десерта можно было не наносить никаких специальных средств идентификации. Теперь же маркировка станет обязательной, и льгот для мороженого не предусмотрено.

Уточним также, как теперь работать с государственной системой «Меркурий», которая внедрена для контроля движения товаров животного происхождения, и молока в том числе. Позиция регулятора такова: ГИС в области ветеринарии занимается мониторингом сырья, а «Честный ЗНАК» контролирует торговлю готовой продукцией. Таким образом, при производстве сливочного масла «Меркурий» обеспечивает качество самого молока, а система маркировки мониторит уже готовые к продаже брикеты — отслеживает весь их путь от производителя до прилавка магазина и далее до конечного потребителя.

Уже на этапе добровольного участия в эксперименте у предпринимателей появились вопросы относительно порядка введения маркировки и правил работы с молочной продукцией.

Как понять, подлежит конкретная продукция маркировке или нет?

Ответ однозначен — правительство позволяет не маркировать только продукцию весом до 30 граммов и питание для детей в возрасте до трех лет. Вопреки слухам, весовая продукция тоже должна маркироваться. А поскольку в ближайшем будущем средства идентификации будут в обязательном порядке наноситься на всю «молочку», целесообразно начать вникать в процесс уже на этапе эксперимента. Отсрочка или отмена требований по маркировке не предусмотрены. Моратория на штрафы и санкции к нарушителям тоже не будет. Поэтому все вопросы работы по новым правилам лучше решить в течение пробного периода и отладить процесс производства или торговли до автоматизма.

Сколько у бизнеса есть времени, чтобы вывести «молочку» из оборота?

Предприниматели не смогут реализовать немаркированные остатки, если таковые будут в наличии на дату введения обязательной маркировки. Бизнесу нужно строго соблюдать этапы, которые мы перечислили выше. Дополнительного времени для реализации молочной продукции без маркировки правительством не предусмотрено. Такой подход объясняется тем, что срок годности товаров этой группы позволяет рассчитать время закупки уже промаркированных партий.

Сколько у бизнеса есть времени на введение маркировки? Какие штрафы установлены за несоблюдение требований?

Все этапы маркировки мы перечислили выше, и именно в эти сроки будет реализована государственная программа мониторинга и прослеживаемости этой группы продукции. Несоблюдение требований законодательства будет караться штрафными санкциями:

Производство продукции без нанесения маркировки:

от 50 000 до 100 000 - юр. лица

от 5 000 до 10 000 - должностные лица

Торговля, хранение и перевозка товара без передачи данных в систему маркировки:

от 50 000 до 300 000 - юр. лица

от 5 000 до 10 000 - должностные лица

от 2 000 до 4 000 - физ. лица

Во сколько обойдется маркировка молочной продукции?

Этот вопрос требует детального рассмотрения. Определить точную сумму «от» и «до» не представляется возможным — стоимость покупки специализированного оборудования, ПО, обучения сотрудников и регистрации в системе в целом оценить навскидку нельзя. Кроме того, есть много нюансов, которые зависят от типа участника оборота: производитель, импортер, оптовик, розница. У бизнеса есть два пути:

1. Провести автоматизацию всего производственного или торгового цикла под ключ — в этом случае траты будут единоразовыми.

2. Самостоятельно переоборудовать бизнес и настроить единую схему работы техники и ПО. В такой ситуации можно рассчитывать на собственные силы или пригласить стороннего специалиста. Но нужно быть готовым к дополнительным рискам и затратам — без специальных знаний можно, например, не учесть специфических нюансов по части технической составляющей, а также нужно будет дополнительно оплачивать труд инженера (а может и штрафы, если что-то вдруг пойдет не так).

Какие шаги предприниматель должен предпринять для внедрения маркировки?

Весь процесс перехода на работу с маркированными товарами начинается с оформления усиленной квалифицированной электронной подписи на руководителя компании или ИП. Сертификат ключа ЭП получают в аккредитованном Минкомсвязи РФ удостоверяющем центре. Важно учесть, что новая или уже имеющаяся ЭП должна быть выпущена на лицо, которое имеет право осуществлять юридически значимые действия от имени организации или ИП, указанных в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Следующим шагом будет установка программного обеспечения для работы с ЭП. И здесь неподготовленный предприниматель неизбежно столкнется со сложностями. Дело в том, что СКЗИ и драйверы токенов устанавливаются в соответствии с инструкцией. При этом удостоверяющий центр не несет ответственности за правильность такой инсталляции и корректность последующей работы электронной подписи. При покупке пакетной услуги по автоматизации, ответственность возлагается на специализированную компанию, которая, помимо установки ПО, проведет инструктаж сотрудников, имеющих допуск к работе в системе маркировки и ЭДО.

Следующий шаг — регистрация в системе мониторинга при помощи квалифицированной электронной подписи. Далее необходимо закупить оборудование. В зависимости от статуса участника оборота, понадобится:

- принтер для печати этикеток;

- терминал сбора данных;

- 2D-сканер для считывания кодов маркировки.

Кроме того, нужно перепрошить ККТ для работы с маркированной продукцией, поскольку код товара в обязательном порядке должен отражаться в чеке. Весь цикл перехода довольно проблематичен для неподготовленного человека. Перестроить уже отлаженный бизнес с минимальными издержками объективно сложно. Поскольку техническая и программная составляющие должны быть синхронизированы, этот процесс логичнее поручить профессионалам.

Сэкономить время и деньги можно, заказав решение под ключ — каждое разрабатывается индивидуально, с учетом масштаба и специфики конкретного предприятия. Кроме того, пакетные предложения всегда дешевле — разработчики и интеграторы предлагают скидки на комплексные продукты.

Еще один плюс — это обучение сотрудников и поддержка на всех этапах работы. Если же вы будете самостоятельно проводить переоборудование, то при возникновении проблем придется платить за техническую поддержку, которая в пакете услуг предоставляется бесплатно.

Источник: https://online-kassa.ru/

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019