Petroglif

Обязательная маркировка шин — государственный контроль законности торговли

м6

Базисом внедрения маркировки отдельных товарных групп является 487-ФЗ. Именно этот документ в декабре 2018 года дал старт общегосударственной реформе по созданию единой национальной системы контроля качества продукции, легальности ввоза, производства и сбыта. Курс на прозрачность товарооборота конкретизирован распоряжением Правительства № 791-р от 28.04.2018 — в этом документе содержатся основополагающие приоритеты государственной политики в сфере торговли маркированной продукцией и определяется порядок расширения перечня таких товаров.

В РФ в 2019 году маркировка вводится следующим образом:

- для сигарет и другой табакосодержащей продукции — с первого марта;

- для обуви — первое июля;

- парфюмированная вода и духи, некоторые позиции одежды, домашний текстиль, фотоаппаратура, шины и покрышки — первое декабря.

Функции по координации работы единой автоматизированной системы маркированных товаров возложены на Минпромторг РФ, законодательное обеспечение находится в зоне ответственности ​Минфина, а контроль работы национальной базы мониторинга осуществляет Министерство связи и коммуникаций.

Обязательная маркировка шин с 01.12.2019: суть идентификации

Обязательная маркировка шин предполагает нанесение на покрышки уникальных идентификационных изображений. Каждое такое изображение — это код, считывая который, потребитель или представитель контролирующей инстанции получает полную информацию о продукте. Идентификационный знак строго уникален — два аналогичных по содержанию кода сгенерировать невозможно. Более того, уже использованный единожды код более не присваивается товару — когда покрышка продана конечному покупателю, он выводится из системы. В случае утилизации товара (например, при выявлении заводского брака) код подлежит уничтожению.

На шину наносится контрольный идентификационный знак, состоящий из двух блоков:

- непосредственно идентификация единицы товара — это код категории товара и конкретного экземпляра;

- проверочный код — инструмент проверки подлинности зашифрованной информации.

Считав двухмерное изображение, на экране гаджета отображается информация о стране, где зарегистрирован производитель, бренде и торговых представительствах на территории РФ (если покрышка импортирована из-за рубежа), основных эксплуатационных характеристиках.

Таким образом, маркировка является гарантией законности ввоза товаров на территорию России и легальности производства — контрафактная или контрабандная продукция не может иметь государственных знаков идентификации.

Потребитель может самостоятельно удостовериться в законности продажи конкретной единицы товара. QR-сканеры доступны для скачивания и для iOS, и для Android, причем при участии налоговой службы разработано официальное приложение «Проверка товаров».

Обязательная маркировка шин вводится с 01.12.2019 и будет производиться с использованием DataMatrix-кода. Именно этот вариант кодировки был избран при участии Ассоциации производителей шин и флагманов отрасли:

- «Мишлен»;

- «Бриджстоун»;

- «Континентал Тайрс»;

- «Кордиант»;

- «Татнефть-Нефтехим»;

- «Гудиер»;

- «НИИ резиновых и полимерных изделий»;

- «Нокиан».

Именно Data Matrix является оптимальным вариантом по ряду причин:

- не требует установки дополнительного оборудования — используемые в торговле двухмерные сканеры пригодны для работы с такой кодировкой;

- изображение можно наносить на любые поверхности;

- может распознаваться даже при повреждениях рисунка и, что особенно актуально в контексте покрышек, код «отбивается» сканером даже через несколько слоев упаковочного полиэтилена.

Обязательная маркировка шин с 2019 года и изменение режима торговли

По аналогии с уже запущенными проектами по маркировке, базой контроля и мониторинга будет являться Центр развития перспективных технологий. Сегодня работа ресурса уже налажена в рамках учета оборота сигарет, меховых изделий и др., и ЦРПТ объективно справляется с нагрузкой. По состоянию на начало года регистрация в системе бесплатная, от представителей бизнеса требуется наличие усиленной КЭП — данное требование касается не только производителей, но и поставщиков шин. Говоря о поставщиках, стоит понимать, что имеются в виду не только международные дилеры, которые осуществляют ввоз и торговлю на территории России. Если после ввоза покрышек они приобретаются уже национальным поставщиком, то такая торговая операция также отображается в системе. В базу вносятся абсолютно все этапы движения покрышек, вплоть до реализации конечному потребителю.

Несоблюдение требований об обязательной маркировке зимних и летних шин предполагает ответственность продавца. КоАП делит правонарушения на две категории:

- отсутствие маркировки;

- нарушение правил нанесения или объема обязательной к нанесению информации.

КиЗ не проставлен на шине:

физическое лицо — 2 000—4 000;

ИП — 5 000—10 000;

юридическое лицо – 50 000—300 000.

КиЗ неверно проставлен или не содержит перечня необходимых данных ИП — 5 000—10 000 рублей; юридическое лицо — 50 000—100 000.

Вся непромаркированная продукция будет изъята. Законодатель предполагает выемку такого товара без возможности возврата предпринимателю, поэтому попытка запустить в продажу покрышки без DataMatrix-кода чревата существенными финансовыми рисками.

В рамках уголовного судопроизводства ответственность может наступить, если оценочная стоимость покрышек без маркировки превысит полтора миллиона рублей. Тогда только штраф составит 300 000, а лишение свободы может достигать трех лет с одновременным взысканием в пользу государства 80 000.

Коды генерируются мощностями ЦРПТ согласно заявленному производителем (импортером) количеству единиц. Пока обязательная маркировка зимних и летних шин не введена, стоимость одного кода обсуждается. Но ожидается, что цена КиЗ будет минимальной и не отразится на стоимости покрышек.

После получения кодов и их нанесения на продукцию можно выпускать товар в оборот. Далее, в систему мониторинга нужно вносить данные о смене собственника (собственников), размере партий, возвратах качественного товара (брак списывается и коды уничтожаются). Сверять коды вручную не придется, все манипуляции по внесению Data Matrix в систему производятся при помощи сканеров — мобильные и стационарные считыватели имеют разный ценовой диапазон и подключаются ко всем без исключения онлайн-кассам.

Когда потребитель покупает покрышку для собственного использования и товар исключается из оборота, онлайн-ККТ фиксирует продажу и транслирует данные оператору фискальных данных. От ОФД информация передается в систему мониторинга.

Кассовая дисциплина успешно адаптирована к новшествам маркировки. С января 2019 года чеки и бланки строгой отчетности пополняются реквизитом «код товара». Именно эта строка фискального документа и является строкой контрольного идентификатора. Такие изменения продиктованы обязательным обновлением формата фискальных данных до 1.05 или 1.1.

Непосредственно кассовая техника в переоборудовании не нуждается. Если торговая точка не оборудована 2D-сканером, то его нужно купить и подсоединить к онлайн-кассе. И товароучетная система, и ККТ, и сканер автоматически синхронизируются — единожды установив правильно ПО, пользователь может полноценно торговать маркированными товарами.

В целом, работа с маркированной продукцией ничем не отличается от торговли другими товарами. Единственным отличием является необходимость сканирования отпускаемой продукции — еще одного несложного действия в рамках прозрачной и легальной торговли.

Источник: https://online-kassa.pro

OOO "Петроглиф"
Copyright © 2019